|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ГОСТ Р 51105-97
ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (ВНИИ НП) 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1997 г. № 404 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 Настоящий стандарт разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Требования и методы испытаний» 5 Издание (июль 2001) с Изменениями 1, 2, принятыми в июле 1999 г. и апреле 2000 г. (ИУС 10-99, 7-2000) Содержание
ГОСТ Р 51105-97 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1999-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта (далее - автомобильные бензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного или неэтилированного бензина. Обязательные требования к качеству продукции изложены в 4.2 (показатели 1, 2, 6, 7), 4.3 (показатели 1, 2), разделах 6 и 7. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Электрическая искробезопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование ГОСТ 1567-97 (ИСО 6246-95) Топливо моторное. Метод определения фактических смол ГОСТ 1756-2000 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров в аппарате с механическим диспергированием ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определения серы ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размеры и технические требования ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом ГОСТ Р 51941-2002 Бензины. Газохроматографический метод определения ароматических углеводородов ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии ГОСТ Р 52068-2003 Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренного окисления (индукционный период) (Измененная редакция, Изм. № 3, 4). 3 КЛАССИФИКАЦИЯ3.1 В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80 - не менее 80; Регуляр-91 - не менее 91; Регуляр-92 - не менее 92; Премиум-95 - не менее 95; Супер-98 - не менее 98. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.2 В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов: 1 - для района II9 с 1 апреля по 1 октября; 2 - для районов II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября; 3 - для районов I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля; 4 - для районов II4 и II5 с 1 октября по 1 апреля; 5 - для районов I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля. 4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ4.1 Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. 4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1. Таблица 1 - Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4). 4.3 Характеристики испаряемости приведены в таблице 2. Таблица 2 - Испаряемость бензинов
4.4 При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля. 4.5 Упаковка, маркировка автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), - класс 3, подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203. 5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ5.1 Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 5.2 Автомобильные бензины обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы. 5.3 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения. Наличие автомобильных бензинов в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды). 5.4 Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370°С. Температурные пределы воспламенения: нижний - минус 27 - минус 39°С, верхний - минус 8 - минус 27°С. Концентрационные пределы распространения пламени: нижний - 1,0 %, верхний - 6 % (по объему). 5.5 При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав «3,5», пар. 5.6 В помещениях для хранения и использования бензинов запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывобезопасного исполнения. При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 5.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования бензина, должны быть защищены от статического электричества по ГОСТ 12.1.018. 5.8 Оборудование и аппараты процессов слива и налива автомобильных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензина в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду. 5.9 При разливе автомобильного бензина необходимо собрать его в отдельную тару; место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН № 3183-84. 5.10 Помещения для работ с бензинами должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, места интенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами. 5.11 При работе с бензином применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. Работу в зоне с высокой концентрацией паров бензина необходимо проводить с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующие противогазы марки А, долговременно - шланговые противогазы. 5.12 При работе с бензином необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой. 5.13 Все работающие с автомобильными бензинами должны проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом Минздрава РФ. 6 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ6.1 Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. 6.2 Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и дополнительно по требованию потребителя. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд. 6.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 6.4 В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества автомобильных бензинов устанавливается метод, указанный в таблицах 1 и 2 первым. 7 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ7.1 Пробы автомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517 или приложению А [16, 27, 28]. Объем объединенной пробы - по 2 дм3 бензина каждой марки. На случай разногласий пробы автомобильных бензинов отбирают в тару из темного стекла. 7.2 Для бензина марки Нормаль-80, содержащего от 30 до 50 мг/дм3 марганца, концентрацию марганца определяют по приложению А [13] на образцах бензина, разбавленного в два раза метилэтилкетоном или ксилолом. 7.3 Автомобильный бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. 7.4 Расчет индекса испаряемости (ИИ) ИИ характеризует испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70°С. ИИ рассчитывают по формуле: ИИ = 10 ДНП + 7V70, где ДНП - давление насыщенных паров, кПа; V70 - объем испарившегося бензина при температуре 70°, %. 8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ8.1 Транспортирование и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510. 9 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ9.1 Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 9.2 Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок - 1 год со дня изготовления бензина. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 мин - 5 лет со дня изготовления бензина. (Измененная редакция, Изм. № 4). ПРИЛОЖЕНИЕ А
|
Ключевые слова: бензин, неэтилированный бензин, технические характеристики, испытания, летучесть |
|