|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Правительство Москвы ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ МГСН 4.05-95 ТСН 31-305-96 г. Москвы (зарегистрирован 1996-03-20) СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.). При участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.). 2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. 3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.). 4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы. 5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. № 1143-РЗП.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯДата введения 1996-01-011.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов. 1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей инвалидов. 1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения. Пункты настоящих норм, отмеченные знаком « * », являются обязательными. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ2.1. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». 2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». 2.3. СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы». 2.4. СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений». 2.5. ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1. Таблица 3.1. Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов, контингент воспитанников и уровень даваемого образования
3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7-19 лет. Примечания: 1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет. 2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование. 3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы. *3.4 Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания: - проживание; - питание; - санитарно-гигиеническое обслуживание; - воспитание, обучение; - культурно-массовое обслуживание; - медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию); - социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей); административно-бытовое обслуживание. *3.5. Все типы школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости. Примечание: Школы-интернаты, так же как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками 3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа. Примечание: На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора. 3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов. Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м. 3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование. При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания. Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение. 3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. *3.10. Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках. *3.11. В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве. *3.12. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования «Общественные здания и сооружения», «Противопожарные нормы», «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв. м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв. м на 1 место при вместимости свыше 160 мест. Примечание: На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %. *4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны: а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками; б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом; в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений; г) зона огорода, ягодника, живого уголка; д) хозяйственная зона. в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д. Примечание: На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов. 4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв. м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр, в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п. 5.6). 4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование: - для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха; - для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр. Примечания: 1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование. 2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр. 4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста. Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8 ´ 1,5 м; для волейбола – 9 ´ 18 м; для футбола – 40 ´ 60 м; для бадминтона - 13,5 ´ 6 м; для физической культуры - 80-100 кв. м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. 4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4 - 0,6 кв. м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2 -0,4 кв. м. на одного ребенка. 4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка. 4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП. *4.9 Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон. При въезде на территорию следует предусматривать проходную. *4.10. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей. *4.11. Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ*5.1. В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений: - помещения проживания детей; - помещения учебно-профессиональной подготовки; - помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала); - изолятор, приемно-карантинное отделение; - хозяйственные сооружения. *5.2. Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа. Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом. Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения. *5.3. Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. *5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов: - для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений; - для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров). Примечание: Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы). *5.5. Численность детей должна составлять: - в дошкольных группах 6-8 человек; - в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел. Примечания: 1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка. 2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек. *5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов. В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход. Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль. Примечание: Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль. 5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников. В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы. В составе оборудования раздевальных, необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви. 5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы. 5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой. Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование. Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1. Таблица 5.1. Рекомендуемое размещение
санитарных узлов для детей,
Примечания: 1. Все помещения санитарных узлов долгий иметь в полу трап для слива воды. 2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители. 3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками. 5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило: - для детей дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада); - для детей школьного возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение. Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см. п. 5.6) специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование. *5.11. Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование. Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2. Таблица 5.2 Рекомендуемые варианты размещения учебных помещений и рекомендуемое их применение
5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл. 5.3, а в проектируемых по типу коридорной системы - табл. 5.4. Таблица 5.3 Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений
Таблица 5.4 Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы
*5.13. В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном. *5.14. Планировка и оборудование классов, классов игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей). *5.15 Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении. *5.16. В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв. м, одна комната на 2-3 класса. В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы. *5.17. В составе помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингафонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингафонных кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв. м на одном место, в остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв. м на 1 место; площадь подсобных помещений 14-16 кв. м. *5.18. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв. м с подсобным помещением площадью 18 кв. м, а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой. 5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место: - в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0-6,2 кв. м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв. м. - в остальных кабинетах; - в учреждениях других типов - 4,6-5,0 кв. м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв. м в остальных кабинетах. При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв. м. Примечания: 1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении. 2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений. 3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв. м с подсобным помещением 14-16 кв. м. *5.20. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв. м. на одно место в классе или кабинете. *5.21. В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать: - кабинет биологии - живой уголок 60-70 кв. м с лаборантской 18 кв. м; - компьютерный класс 54-72 кв. м с кладовой 18 кв. м; - кулинарный класс 32-36 кв. м с комнатой приема гостей 32-36 кв. м и кладовой 16-18 кв. м; - комнату музыкальных занятий 36-54 кв. м с кладовой инструментов 18 кв. м; - класс рисования - изостудию 50-54 кв. м с кладовой 18 кв. м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей); - библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв. м в учреждениях для слепых детей, 120 кв. м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв. м для детей с недостатками умственного развития; - методический кабинет 36-40 кв. м; - кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв. м; - кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв. м; - учительскую комнату 36-40 кв. м, которую можно совмещать с комнатой мастеров. Примечание: Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв. м в составе помещений каждого блока. 5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место: - в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв. м; - картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв. м. При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий. Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п. 5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий. 5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами: - спортивный зал 12 ´ 24 кв. м; - бассейн с ванной 5 ´ 10 или 6 ´ 12 м глубиной 0,8 до 1,1 м. Примечания: 1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой. 2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади. *5.25. В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения: - актовые залы должны быть предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв. м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв. м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей); - в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв. м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв. м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв. м) с санитарным узлом (3-4 кв. м), помещение пожарного поста (15-16 кв. м), студия кабельного телевидения (18-20 кв. м), фильмовидеотека (16-18 кв. м), кладовая аппаратуры (10-12 кв. м). кладовая мебели и реквизита (20-24 кв. м); - рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения: - кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий; - танцевальная студия (54-72 кв. м) с раздевальной (14-18 кв. м) и санитарным узлом; - театральный кружок (30-36 кв. м) с кладовой (16-18 кв. м); - шахматный кружок (24-36 кв. м) с кладовой (8-10 кв. м). Примечания: 1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста. 2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается. 3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование. 5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале. 5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Общественные здания и сооружения». 5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование. 5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв. м: - для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение; - для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов. *5.30. В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв. м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв. м с подсобным помещением 16-18 кв. м; зал для развития пространственной ориентаций 54-72 кв. м с кладовой 8-10 кв. м. *5.31. В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того, в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - кабинет электрогрязелечения. 5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1. 5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв. м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв. м, индивидуального массажа - 16-18 кв. м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв. м (на одну ванну или кушетку). 5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв. м, стоматолога 16-18 кв. м, психоневролога - 14-16 кв. м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв. м, гидропатии - 28-30 кв. м с раздевальной 14-16 кв. м, механотерапии - 36-72 кв. м, психологической разгрузки - 18-24 кв. м, помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв. м. Примечания: 1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует. 2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв. м с подсобным помещением 8-10 кв. м. 3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются. 5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену. 5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв. м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв. м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв. м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв. м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв. м при ручной мойке и не менее 30 кв. м в расчете на механизированную мойку. 5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1,8 кв. м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды. *5.38. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом. *5.39. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (не открывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми. 5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур шлюзе, следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре. Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе. Примечание: Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование. 5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход. 5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв. м - в боксах на 1 место и 30 кв. м - в боксах на 2 места. 5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1: 8. 5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5. Таблица 5.5 Рекомендуемый состав и площади помещений изолятора
5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник. 5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36-40 кв. м) с архивом (16-18 кв. м). 5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах. *5.48. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м. 5.49. Для эвакуации при пожаре в двух трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными. 5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы. *5.51. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом. *5.52. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение. *5.53. В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с «Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов» (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов). 5.54. Если эвакуация при пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв. м для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения. 5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил. 5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1(справочное) Ориентировочный расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2(справочное) Ориентировочные состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3(справочное) Ориентировочные состав и площади помещений культурно-массового обслуживания
ПРИЛОЖЕНИЕ 4(справочное) Ориентировочные состав и площади помещений медицинского обслуживания в школах-интернатах на 140-160 мест
Примечание: В школах-интернатах для детей больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания. ПРИЛОЖЕНИЕ 5(справочное) Ориентировочные состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни в школах-интернатах на 140 - 160 мест
ПРИЛОЖЕНИЕ 6(справочное) Ориентировочные состав и площади помещений административно-бытового обслуживания
|
|