|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ОДН 218.5.016-2002 ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ Утверждено распоряжением Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002 г. ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКВА 2003 1. СОГЛАСОВАНЫ Министерством природных ресурсов Российской Федерации (письмо от 22.10.2002 № 33-39/3096). 2. УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации И.Н. Слюняевым. 3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.02 № ИС-1147-р. 4. РАЗРАБОТАНЫ МАДИ (ТУ) на основе и в соответствии с действующими нормативными документами с учетом задач, стоящих перед дорожной службой по организации и проведению работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВВЕДЕНИЕНастоящие показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги разработаны впервые. Документ разработан на основе анализа материалов исследований о влиянии автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, утвержденных в Российской Федерации методов и норм проектирования, строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, условий жизни населения, а также используемых при этом показателей и оценочных измерителей. Настоящие «Показатели и нормы...» предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами, дорожными проектными, строительными и эксплуатационными организациями при оценке экологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Они могут быть использованы также природоохранными органами, другими организациями, занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду. «Показатели и нормы» разработали специалисты МАДИ (ГТУ) - д.т.н., проф. М.В. Немчинов (руководитель работы), д.т.н., проф. Ю.В. Трофименко, к.т.н. В.А. Осиновская, к.т.н. В.В. Рудакова, к.т.н. Д.М. Немчинов, инж. С.А. Перфильев; СоюздорНИИ - д.т.н., проф. И.Е. Евгеньев; Брянской государственной инженерно-технологической академии - к.т.н., проф. В.И. Микрин, д.т.н., проф. А.Л. Осиновский, к.м.н. Б.И. Наумкин, инж. Д.И. Гайлитис, инж. А.А. Цублова; НИИАТ - к.т.н., ст.н.с. В.А. Петрухин. В подготовке нормативного документа принимали участие к.т.н., проф. М.С. Коганзон (МАДИ), к.т.н., проф. В.В. Силкин (МАДИ), сотрудники ЗАО «Стройтэкс» и ООО «Специнтерком» при МАДИ (ГТУ). 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящий документ определяет требования по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации и направлен на минимизацию и ликвидацию вредных воздействий на окружающую природную среду инженерных сооружений автомобильных дорог и автомобильного транспорта, в части, обусловленной влиянием характеристик дорог на движение автомобилей. 1.2. Реализация требований позволяет целенаправленно совершенствовать транспортно-эксплуатационные характеристики дорог с целью уменьшения, в некоторых случаях - ликвидации вредных воздействий инженерных сооружений дорог и автомобильного транспорта на окружающую природную среду, повышения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей. 1.3. «Показатели...» разработаны на основе требований закона об охране окружающей природной среды в Российской Федерации с учетом требований обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей, сокращения потребления природных ресурсов при строительстве и эксплуатации дорог. 1.4. Показатели экологической безопасности автомобильных дорог и их нормативные значения установлены с учетом возможностей их реализации дорожными организациями при проектировании, строительстве, эксплуатации, содержании и ремонте дорог. 1.5. Настоящие показатели и нормы распространяются на участки автомобильных дорог общего пользования, придорожные территории, а также объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных территориях. 2. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ2.1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: - земля, недра, почвы; - поверхностные и подземные воды; - леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; - атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. 2.2. В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ, 10 января 2002 года) в настоящих нормах под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. 2.3. Автомобильные дороги отнесены к объектам экологической опасности. В зависимости от уровня экологической опасности они разделены на три класса: Первый класс - крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областные магистральные и скоростные дороги I и II категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности. Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги II и III категорий с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования. Третий класс - объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения на них. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы. 2.4. Под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта. 2.5. Экологически безопасное состояние автомобильной дороги характеризуется: - техническим состоянием дороги и дорожных сооружений; - уровнем загрязнения природной среды придорожной полосы; - влиянием технического состояния автомобильной дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом. 2.6. Показатели экологически безопасного состояния автомобильной дороги делятся на две группы: экологические и экологически значимые. 2.7. Экологические показатели - показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу (человека, растительность, животный мир) и отражающие совместное влияние, на природу автомобильного транспорта и инженерных сооружений автомобильной дороги. 2.8. Экологически значимые показатели - показатели, характеризующие техническое состояние элементов (конструкций) автомобильной дороги или работ по ее содержанию или ремонту, отражающие влияние и воздействие на природную среду собственно автомобильной дороги и воздействие последней на экологические показатели автомобильного транспорта. 2.9. Экологически безопасным считается такое состояние автомобильной дороги, при котором: - нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства; - созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны автомобильного транспорта, находящегося на автомобильной дороге. 2.10. Под придорожной территорией понимается: для федеральных автомобильных дорог - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода дороги участки земли шириной: на загородных участках дорог от 50 до 100 - 150 м, считая от границы полосы отвода, в границах поселений - до границы существующей застройки, но не более 50 м (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420); для территориальных дорог - придорожные полосы, ширина которых считается от границы полосы отвода и определена постановлением местных органов власти. 2.11. Уровень экологической безопасности автомобильной дороги оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значений экологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественной или качественной форме. Воздействие технологического процесса строительства, содержания и ремонта автомобильной дороги на природную среду может быть оценено по методике ВСН 8-89 (Приложение 10). 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУИсточниками воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду являются: 1. Автомобильный транспорт, находящийся на дороге. 2. Инженерные сооружения дорог: земляное полотно, мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускные сооружения. 3. Отдельные конструкции дорожных сооружений: дорожная одежда, обочины земляного полотна. 4. Объекты дорожной инфраструктуры: площадки отдыха, автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта. Основные направления, формы и характеристики воздействия автомобильной дороги на окружающую природу представлены в таблице.
4. ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ) АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ4.1. Экологические показатели и их нормативные значения, характеризующие экологически безопасное состояние автомобильной дороги.
4.2. Экологически значимые показатели и их нормативные значения, обеспечивающие экологически безопасное состояние автомобильной дороги.
4.3. Экологически значимые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Действительные значения показателей экологически значимого состояния автомобильной дороги устанавливаются на основании инженерно-экологических изысканий (проводимых в ходе проектирования дорог в соответствии с требованиями СНиП 11-02, СП 11-102, СНиП 2.07.01), в ходе проведения диагностики состояния автомобильной дороги, по результатам экологической паспортизации дороги. Перечень методических рекомендаций по оценке экологических и экологически значимых показателей указан в Приложении 11. Приложение 1Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест РФ
Приложение 2Степень опасности загрязнителей атмосферного воздуха для людей
Примечание. I - вещества чрезвычайно опасные; II - вещества высоко опасные; III - вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные. Приложение 3Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования
Приложение 4Показатели качества воды поверхностных источников
Состав воды должен соответствовать требованиям: - сухой остаток должен быть не более 1000 мг/л (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500 мг/л); - концентрация хлоридов и сульфатов должна быть не более 350 (или 500 мг/л); - общая жесткость должна быть не более 7 (или 10) мг-экв/с. Приложение 5Показатели относительной ценности земельных ресурсов
Приложение 6Предельно допустимые концентрации токсичных веществ в почве
Приложение 7Показатели уровня загрязнения земель химическими веществами
Приложение 8Предельно допустимые нагрузки в различных типах заселенных природных комплексов (по В.П. Чижовой)
Примечание. В числителе - плотность при кратковременном, в знаменателе - при длительном отдыхе. Приложение 9Экологически допустимая нагрузка на естественный ландшафт
Приложение 10Методика расчета интегрированного показателя воздействия технологических
процессов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог на природную
среду
|
Коэффициент значимости α, при выполнении работ |
||||||
Подготовительные работы |
Сооружение земляного полотна |
Устройство дорожной одежды |
Ремонт автомобильных дорог |
Содержание автомобильных дорог |
Разработка карьеров и резервов, добыча и транспортирование материалов |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Эрозионная устойчивость |
0,9 |
0,9 |
- |
0,8 |
- |
1,0 |
Состояние растительности |
1,0 |
0,9 |
- |
0,8 |
- |
- |
Шумовое воздействие |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
- |
0,8 |
Состояние плодородного слоя почвы |
- |
1,0 |
- |
0,5 |
- |
1,0 |
Загрязнение атмосферы отработавшими азами |
0,3 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Загрязнение атмосферы пылью |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
Загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов и материалов на их основе |
- |
- |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
Загрязнение атмосферы выделениями пленкообразующих материалов |
- |
- |
0,7 |
0,5 |
- |
- |
Загрязнение природной среды противогололедными средствами |
- |
- |
- |
- |
1,0 |
- |
Загрязнение природной среды обеспыливающими средствами |
- |
- |
- |
- |
0,9 |
- |
Таблица 2
Оцениваемый параметр |
Требования, предъявляемые к параметру для оценки Si, в баллах |
|||
1 |
2 |
3 |
||
1. |
Эрозионная устойчивость неукрепленного откоса: Коэффициент запаса местной устойчивости где rS - массовая плотность грунта; h - глубина поверхностного слоя; tgj - коэффициент трения грунта; С - сцепление грунта; tga - уклон поверхности |
К > 1 |
К = 1 |
К < 1 |
2. |
Состояние растительности за пределами территории, занимаемой сооружениями: |
|
|
|
повреждение зеленой массы растений, % |
0 - 10 |
11 - 30 |
31 - 50 и более |
|
3. |
Состояние плодородного слоя почвы: содержание посторонних примесей, % |
0 - 10 |
11 - 30 |
21 - 30 и более |
4. |
Загрязнение атмосфер отработавшими газами: концентрация в воздухе рабочей зоны СО, мг/м3 |
Не менее 20 |
20 |
Более 20 |
среднесуточная концентрация в воздухе населенных мест, мг/м3 |
|
|
|
|
СО |
Менее 1 |
1 |
Более 1 |
|
сажа |
Менее 0,05 |
0,05 |
Более 0,05 |
|
|
максимально разовая концентрация в воздухе населенных мест, мг/м3 |
|
|
|
|
СО |
Менее 3 |
3 |
Более 3 |
|
сажа |
Менее 0,15 |
0,15 |
Более 0,15 |
5. |
Загрязнение атмосферы пылью, концентрация, мг/м3, в воздухе населенных мест: |
|
|
|
|
максимально разовая |
Менее 0,5 |
0,5 |
Более 0,5 |
|
среднесуточная |
Менее 0,15 |
0,15 |
Более 0,15 |
6. |
Шумовое воздействие: уровень звука, дБА: |
|
|
|
|
рабочая зона |
Менее 85 |
85 |
Более 85 |
|
населенные места |
Менее 60 |
60 |
Более 60 |
|
сельскохозяйственные территории, зоны отдыха и туризма |
Менее 50 |
50 |
Более 50 |
|
санитарно-курортные зоны |
Менее 40 |
40 |
Более 40 |
|
территории заповедников и заказников |
Менее 35 |
35 |
Более 35 |
7. |
Загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов и материалов на их основе: вид вяжущего |
Минеральные вяжущие: цемент известь, золы, шлаки |
Органические вяжущие битумы, битумные эмульсии |
Дегти, смолы, пеки |
8. |
Загрязнение атмосферы выделениями материалов для ухода за бетоном: вид материала |
Рулонные материалы, песок |
Битумные эмульсии класса ЭБА-1, ЭБК-2 |
Эмульсии ПМ-86, ПМ-100А, ПМ-ЮОАМ, лак этиноль |
9. |
Загрязнение природной среды противогололедными материалами:* вид и концентрация противогололедных средств |
Фрикционные материалы, хлористый кальций фосфатированный (ХКФ) и его растворы, хлористокальцевые и хлористомагниевые природные рассолы |
Растворы хлористого натрия 25 %-ной концентрации, хлористого кальция 32 %-ной концентрации |
Растворы хлористого натрия концентрации, выше 25 %, хлористого кальция 38 %-ной концентрации и выше, другие обогащенные рассолы |
10. |
Загрязнение природной среды обеспыливающими материалами: *вид и концентрация обеспыливающих средств |
Вода, жидкий битум, битумные эмульсии, хлористый кальций фосфатированный и его растворы, лигнодор |
Сырые нефти, хлористый кальций и его растворы, технические лигносульфонаты |
Отработанные масла, мазут, хлористый натрий и его растворы, сульфитный щелок |
* На дорогах, проходящих через или вблизи водоохранных территорий, санаторно-курортных зон, территорий заповедников и заказников, не следует применять обеспыливающие и противогололедные материалы первой группы по степени воздействия на окружающую среду (Si = 1).
5. Для снижения степени воздействия технологических процессов, не соответствующих природоохранным требованиям, до допустимых уровней следует применять как отдельные организационные и технические мероприятия, так и их комбинации, например: защитные ограждения из пыле-газоустойчивых древесных и кустарниковых пород, шумоотражающие и шумопоглощающие экраны, изолированные перехватывающие системы сточных вод с очистными сооружениями, замена одних материалов другими, менее токсичными, организационные мероприятия, уменьшающие выброс вредных веществ и др.
6. В качестве примера приведем расчет интегрированного показателя оценки степени соответствия природоохранным требованиям параметров технологического процесса устройства дорожной одежды, состоящей, например, из основания, представляющего собой слой щебня, обработанного цементом, и двухслойного асфальтобетонного покрытия при условии, что строящаяся дорога проходит вблизи населенного пункта.
7. При устройстве основания дорожной одежды получены следующие оценки степени соответствия отдельных параметров воздействия на окружающую среду природоохранным требованиям (в соответствии с табл. 5.10.1 и 5.10.2):
загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов и материалов на их основе - «3», т.к. в качестве вяжущего материала использован цемент;
загрязнение атмосферы выделениями пленкообразующих материалов «2», т.к. для ухода за основанием применена, например, битумная эмульсия;
загрязнение атмосферы отработавшими газами - «2», т.к. среднесуточная концентрация окиси углерода и сажи в воздухе населенного пункта, например, составила соответственно 1 и 0,05 мг/м3;
загрязнение атмосферы пылью - «1», т.к. среднесуточная концентрация пыли в воздухе населенного пункта, например, составила более 0,16 мг/м3;
шумовое воздействие - «2», т.к. уровень звука в населенном пункте, например, составил 60 дБА.
Значение интегрированного показателя, рассчитанного в соответствии с п. 1 и табл. 1, составляет:
Производство работ по устройству основания дорожной одежды разрешается с применением защитных мероприятий по показателям, получившим оценку «1», например, произвести обеспыливание при распределении и уплотнении щебеночного слоя.
8. При устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия дорожной одежды получены следующие оценки степени соответствия отдельных параметров воздействия на окружающую среду природоохранным требованиям (в соответствии с табл. 1 и 2):
загрязнение атмосферы отработавшими газами - «2», т.к. среднесуточная концентрация окиси углерода и сажи в воздухе населенного пункта, например, составила соответственно 1 и 0,05 мг/м3;
загрязнение атмосферы пылью - «3», т.к. среднесуточная концентрация пыли в воздухе населенного пункта, например, составила менее 0,16 мг/м3;
шумовое воздействие - «2», т.к. уровень звука в населенном пункте, например, составил 60 дБА.
Значение интегрированного показателя, рассчитанного в соответствии с п. 1 и табл. 1, составляет:
В соответствии с п. 4 производство работ по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия разрешается с применением защитных мероприятий по показателям, получившим оценку «1». Например, можно заменить дегтевое вяжущее на битумное или, если это невозможно, асфальтобетон, приготовленный на основе дегтевого вяжущего, использовать для устройства нижнего слоя покрытия.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.
2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Список № 3086-84 (с последующими дополнениями).
3. Санитарные нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СаНПиН № 4630-88.
4. Перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве № 6229-91. Утв. МЗ СССР 19.11.1991.
5. Дополнения №№ 2, 3, 5 к СаНПиН № 4630-88. «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». Утв. Минздравом СССР в 1991, 1995 гг.
6. Руководство по контролю загрязнений атмосферы. РД 52.04.186-89. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. МЗ СССР, М., 1991.
7. Унифицированные методы исследования качества воды. 4.1.2. СЭВ. М., 1987.
8. СП 11-102-97. Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-экологические изыскания для строительства.
9. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000, № 372.
10. Рекомендации по учету требований по охране окружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. ФДД Минтранса России, согласованы с Минприроды России, 19.06.1995, № 03-19/АА. М.: Минтранс РФ, 1995.
11. Методические указания по расчету массовых выбросов от автотранспорта в городах. М.: НИИАТ, 1997.
12. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86, Госкомгидрокомитет, 1986.
13. Перечень ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. 3086-84 (основной список) с дополнениями.
14. МГСН 2.04-97. Допустимые уровни шума, вибрации и норма звукоизоляции в жилых и общественных зданиях.
15. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. М.: Минавтодор РСФСР, 1989.
16. Перечень ПДК и ОДК химических веществ в почве. М.: Минздрав СССР, 1991.
17. Правила охраны поверхностных вод. М.: Госкомприроды СССР, 1991 (с дополнением №№ 2 и 3, утв. Приказом Госкомрыболовства № 100 от 28.06.1995).
18. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ВСН 20-86. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988.
19. МУ 2.1.7.730-99. Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. М.: Минздрав РФ, 1999.
20. Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Утв. Минтрансом РФ приказом от 27.05.1996.
21. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования (изм. 1993).
22. СНиП 11-12-77. Защита от шума.
23. Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийных дорог. ВСН 7-89. М.: Минавтодор, 1985.
24. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. ВСН 24-88. М.: Минавтодор РСФСР, 1988.
25. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. ВСН 25-86. М.: Минавтодор РСФСР, 1986.
26. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты. ВСН 84-89. М.: Минавтодор РСФСР, 1989.
27. СНиП III-8-76. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения. М.: 1976.
28. Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог. ВСН 39-79. М.: Минавтодор РСФСР, 1979.
29. Нормы отвода земель для автомобильных дорог. СН 519-79.
30. ГОСТ 17.4.2.01-81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.
31. ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.
32. ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.
33. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.
34. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.
35. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
36. ГОСТ Р 50597-93. Уровень содержания автомобильных дорог.
37. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. ОДМ 218.011-98.
СОДЕРЖАНИЕ
|