|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ГОСТ Р 50993-96
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОССТАНДАРТ
РОССИИ Содержание Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств» 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-07-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы. Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями. 3.1.1. Вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17°С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха. 3.1.2. отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС. 3.1.3. Кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17°С). 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1). Таблица 1 Климатическое районирование территории РФ
Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992. 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения. АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее. При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции. 5.2. Система вентиляции 5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека: - не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя); - не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя. При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды. 5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. 5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать: - подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с; - перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 "С не должен превышать 3°С. 5.3. Система отопления 5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении: - АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25°С; - АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40°С и минус 50°С. Таблица 2 Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У
Таблица 3 Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С. 5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя. 5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: - 45°С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С); - плюс 35°С - при отключенной системе отопления. 5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80°С. 5.4. Система кондиционирования 5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры внешней среды. 5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С. 5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. 5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %. 5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.
|
|