|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ СП 35-106-2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (ФГУП «Институт общественных зданий») Госстроя России 2 ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России 3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России 4 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. № 166 5 ВВЕДЕН впервые СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕНастоящий свод правил выполнен в развитие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также в дополнение к положениям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», касающимся формирования нормативной базы и методики расчета, размеров участков и принципов размещения объектов системы социального обслуживания пожилых людей. Потребность в нормативном и подзаконном обеспечении проблемы обслуживания пожилых людей обусловлена отсутствием единого подхода к нормированию, оценке эффективности учреждений социального назначения. Действующие нормативы СНиП 2.07.01-89* практически не учитывают интересы пожилых людей и ориентированы преимущественно на социально активную часть населения. В СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» речь идет об обслуживании в традиционных учреждениях и зданиях. Однако для выполнения требований федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [2], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [1], постановления Правительства РФ «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг...» [3] необходима конкретизация градостроительных норм и правил применительно к образу жизни пожилых людей. Основными функциями социального обслуживания согласно федеральным законам и отраслевым нормативным документам являются: оказание материальной и социально-бытовой помощи; организация питания; содействие в получении медицинской и реабилитационной помощи; оказание социально-психологической, правовой и консультативной поддержки; помощь в организации досуга. Основой содержания СП 35-106 является система формирования и размещения типов учреждений социального обслуживания с учетом потребностей пожилых людей в различных формах обслуживания и частоте получения услуг, сформулированных бывшим ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) Минтруда России в 1989 г. на базе репрезентативных обследований 10 областей России [10]. Работа выполнена авторским коллективом в составе: научный руководитель по разделу III ФЦП «Старшее поколение» и научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «Институт общественных зданий») (ИОЗ), руководитель разработки и ответственный исполнитель - канд. архит. A.M. Базилевич (ИОЗ), при участии д-ра мед. наук Н.Ф. Дементьевой (ФЦЭРИ), инж. Л.В. Сигачевой (ИОЗ). Компьютерная графика - канд. техн. наук, д-р философии А.И. Цыганов (ЭНИО комитет). Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России (Н.Е. Ускова, И.Н. Бондаренко). Представлен к утверждению Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ (В.В. Тишенко, С.Ю. Сопоцько) и Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова). Согласован Минтрудом России, Государственной противопожарной службой МЧС России, СЭС Минздрава России, Главгосэкспертизой России (отдел градостроительства; отдел общественных зданий и архитектуры), Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А. Викторова). Одобрен секцией «Архитектура» Научно-технического совета Госстроя России (протокол от 6 декабря 2001 г. № 01-НС-16/1). СП 35-106-2003 СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО CALCULATION AND
ALLOCATION OF SOZIAL SERVICE ESTABLISHMENTS 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1 Документ распространяется на проектирование системы учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп (далее - ЛСВГ, список принятых сокращений приведен в приложении А) и может учитываться при формировании структуры сети, при определении вместимости и размещении стационарных, полустационарных и нестационарных социальных учреждений, при расчете размеров их участков. Положения настоящего Свода правил распространяются на проектирование следующих учреждений системы социального обслуживания: дома-интернаты, дома (отделения) сестринского ухода, хосписы, геронтологические центры и кабинеты при учреждениях здравоохранения, другие учреждения медико-социального назначения; оздоровительные и реабилитационные учреждения; территориальные центры социального обслуживания; учреждения надомого и дневного обслуживания ЛСВГ; специальные жилые дома, учреждения досугового назначения для ЛСВГ; учреждения для ЛСВГ без определенного места жительства и т.п. Полный перечень учреждений дан в приложениях Б и В (таблица В.1). 1.2 Свод правил СП 35-106 является развитием и детализацией СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01. Требования настоящего СП рекомендуется учитывать при разработке документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений; в проектах планировки и застройки поселений, а также при разработке отраслевых (ведомственных) схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры. СП 35-106 рекомендуется использовать при разработке комплексных схем обслуживания нуждающихся в социальной поддержке групп населения. 1.3 Документ предназначен для использования в работе органов социальной защиты, органов архитектуры и градостроительства, экспертизы, проектировщиков, заказчиков, а также других участников инвестиционно-градостроительной деятельности - федерального и муниципального уровней управления развитием территорий. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем Своде правил сделаны ссылки на следующие нормативные документы: СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений СНиП 11-04-2003. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения СП 35-107-2003. Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства. 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1 При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать: специфические требования городских или сельских ЛСВГ; наличие сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности; ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений; градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки; возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач; наличие у существующих учреждений земельных участков. 3.2 При разработке планов социального обслуживания ЛСВГ в рамках единой системы обслуживания всех категорий населения решаются типологические вопросы (определение структуры и типов учреждений), формы включения учреждений в комплексы, центры, а также градостроительные задачи (размещение объектов, резервирование территорий). 3.3 При проектировании системы учреждений социального обслуживания должны быть учтены как объективные потребности лиц старших возрастных групп, так и особенности учреждений, предоставляющих услуги. Нормы расчета учреждений обслуживания в настоящем документе комплексно учитывают: особенности демографической и физиологической структуры ЛСВГ; существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания; основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания. 3.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1000 лиц старших возрастных групп. Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений ЛСВГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты). 3.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания ЛСВГ рекомендуется производить на трех уровнях градостроительной деятельности: для территории Российской Федерации или ее частей (два и более субъектов РФ); для территорий субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов) и их частей - определяется вместимость систем социального обслуживания (в целом и отдельно - для городских и сельских поселений), а также формируется перечень учреждений обслуживания федерального уровня и уровня субъектов РФ; для агломераций, пригородных зон, для территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - выявляются пропорции в развитии сети учреждений центра (агломерации, пригородной зоны, района, сельского округа) и остальных поселений. Здесь же формируется перечень стационарных учреждений; для городских поселений - определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер территории, местоположение социальных учреждений в пределах административных единиц (районов) и элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон и др.). 3.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность пожилого населения к самообслуживанию. Группы людей по способности к самообслуживанию принимаются раздельно для городских и сельских поселений согласно таблице 3.1. 3.7 Лица старших возрастных групп по семейному статусу разделяются на две основные группы: «одинокие» - ЛСВГ, не имеющие родственников или отдельно проживающие, а также семьи из двух пенсионеров. Процент данной группы ЛСВГ составляет в среднем в городских поселениях 45, в сельских - 70; «семейные» - ЛСВГ, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку. Таблица 3.1
3.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [10] и ФГУП ИОЗ можно считать 70 % ЛСВГ в городских поселениях и 55 % ЛСВГ - в сельских. 3.9 Лица старших возрастных групп с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп: Попс - одинокие, с полным самообслуживанием; Пспс - семейные, с полным самообслуживанием; Почс - одинокие, с частичным самообслуживанием; Псчс - семейные, с частичным самообслуживанием; Понс - одинокие, не способные к самообслуживанию; Пснс - семейные, не способные к самообслуживанию. Примечание - В подгруппах Понс и Пснс следует отдельно учитывать лиц, находящихся на постоянном постельном режиме. Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 приложения В. 3.10 Предлагается единый (для городских и сельских поселений) принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100 %-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50 %-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50 %-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц. Численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100 %-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1000 ЛСВГ, приведена в таблице 3.2. Таблица 3.2
3.11 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания. При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100 %-ную обеспеченность. 4 РАСЧЕТ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППОбщие принципы и нормы расчета4.1 Сеть учреждений социального обслуживания имеет иерархическую структуру: высший федеральный уровень; уровень субъектов Федерации (области, края и пр.); низший (муниципальный) - в районах (уездах), сельских округах, в городах. Расчет учреждений следует проводить «сверху», т.е. начиная с субъекта Федерации, что обеспечит связь всех видов сетей социального обслуживания. 4.2 Для расчета учреждений социального обслуживания пожилых людей требуются следующие исходные материалы: удельный вес лиц старших возрастных групп от численности населения -для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики); группировка лиц старших возрастных групп по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты); сведения о ЛСВГ прилегающих (к расчетной) территорий - для обеспечения полноты расчета учреждений (органы архитектуры и статистики); перечень и перспективы сохранения существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг и штатные расписания, а также характер использования учреждений - для установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы соцзащиты); территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры); величина доходов ЛСВГ - для установления соотношения платных и бесплатных услуг (органы экономики); объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет - для принятия тактики обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания (органы бюджетной политики). 4.3 При расчете сети учреждений социального обслуживания рекомендуется учитывать сроки пребывания в них клиентов, применяя Kи(j) - коэффициент пребывания лиц старших возрастных групп в j-ом учреждении в течение года. По продолжительности обслуживания ЛСВГ учреждения социального обслуживания делятся на: учреждения долгосрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 3 до 12 месяцев в году (Kи = 0,25 - 1,0); учреждения среднесрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 1 до 3 месяцев в году (Kи = 0,077 - 0,25); учреждения краткосрочного обслуживания - обслуживание менее 1 раза в месяц (Kи < 0,077). Примечание - Особую группу составляют учреждения специального обслуживания (ЛСВГ без определенного места жительства) со сроком пребывания от 1 раза в сутки до 6 месяцев в году, Kи = 0,003 - 0,5. 4.4 Нормы расчета учреждений обслуживания определяются по формуле Hj = П(j)Kи(j), (4.1) где Hj - расчетная норма j-го учреждения, выражения j-ой единицей вместимости на 1 тыс. ЛСВГ; П(j) - потребность в j-ых учреждениях, чел/1 тыс ЛСВГ; Kи(j) - коэффициент пребывания клиента в учреждении. Потребность лиц старших возрастных групп в услугах учреждений социального обслуживания П(j) следует принимать согласно «Методическим рекомендациям по определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста» (научный отчет ЦИЭТИН, 1998). Коэффициент пребывания ЛСВГ в учреждениях принимается на основе отраслевых стандартов или статистики фактической оборачиваемости единиц вместимости учреждений. 4.5 Нормы расчета при базовой и полной обеспеченности учреждениями социального обслуживания для городских и сельских поселений рекомендуется принимать по таблице Г.1 приложения Г. 4.6 Для расчета потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания рекомендуется использовать действующие ведомственные нормы согласно [6], часть из которых приведена в таблице Д.1 приложения Д. 4.7 В СП 35-106 приводятся средние по России значения расчетных показателей для формирования сети и типов учреждений социального обслуживания. Для регионов с резко выраженными отличиями (по демографии, условиям быта, экономики) возможна дополнительная коррекция этих показателей. 4.8 В зависимости от задач и вида градостроительной документации применяется один из двух методов расчета сети учреждений социального обслуживания: метод сетевого расчета - определение полной (расчетной) вместимости учреждений (на стадии разработки территориальной комплексной схемы, генерального плана); метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений (на стадии проекта планировки и проекта застройки). Сетевой расчет учреждений социального обслуживания4.9 При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания: социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание; медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения); социально-реабилитационное оздоровительное и досуговое обслуживание; социально-консультативное обслуживание; специальное жилище; специализированное обслуживание (лиц без определенного места жительства). 4.10 После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в: 1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры - на базе стационарных учреждений; 2) центры территориального (дневного) социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) - на базе нестационарных учреждений. 4.11 Социальное обслуживание может осуществляться: а) в специализированных учреждениях, предназначенных специально для пожилых людей; б) в комплексных учреждениях, предназначенных для всех категорий нуждающихся в социальной поддержке слоев населения (многодетные, инвалиды, лица без определенного места жительства и пр.). Настоящим СП определяется лишь та доля вместимости, которая приходится на лиц старших возрастных групп; в) в учреждениях общего пользования, предназначенных для всех групп населения, в том числе и для ЛСВГ. Доля вместимости этих учреждений, относящаяся к лицам старших возрастных групп, определяется в [18]. 4.12 Расчет сети учреждений социального обслуживания выполняется для двух типов территорий градостроительного планирования: 1) территория Российской Федерации или ее часть (два и более субъектов РФ), территория субъекта РФ (область, край и пр.) или ее часть - агломерация, пригородная зона, район, сельский округ; 2) городское поселение, административная единица или элемент планировочной структуры (крупного, крупнейшего, сверхкрупного) города. 4.13 Расчет системы учреждений социального обслуживания территории субъектов РФ включает: определение вместимости сетей учреждений двух типов поселений - городских и сельских; определение системы учреждений и центров межселенного социального обслуживания; размещение главных центров и подцентров. Пример расчета системы учреждений социального обслуживания территории субъекта РФ приведен в таблице Г.3 приложения Г. 4.14 Ориентировочный набор и вместимость учреждений социального обслуживания применительно для центров разного ранга приведены в табл. Г.4 приложения Г. 4.15 Расчет системы обслуживания в районе (сельском округе) рекомендуется проводить с учетом: разновременной доступности учреждений центра района (округа); функционально-технологической и отраслевой специфики различных групп учреждений. 4.16 Система социального обслуживания в районе (сельском округе) зависит от размера и конфигурации территории, от степени развития транспортной системы. В случае превышения расстояния 50 км от поселений до центрального поселения территории, что соответствует зоне 2-часовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) на основе существующих поселений предусмотреть размещение в них филиалов центров социального обслуживания. 4.17 Вместимость учреждений центра района (сельского округа) и подцентров рассчитывается с охватом всего населения района. Так как центральное поселение района обычно является самым крупным населенным пунктом в районе и обслуживает наибольшее количество населения, в нем располагается основной комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием. 4.18 Вместимость сети стационарных учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания, социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений (отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле Вс = Ла, (4.2) где Вс - вместимость стационарных учреждений; Л - общая численность лиц старших возрастных групп района, тыс. чел.; а - расчетный показатель обеспеченности учреждениями на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Г.1 приложения Г. 4.19 Вместимость сети нестационарных учреждений надомного обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует определять по формуле Внс(н) = Л1а1 + Л2а2 + Л3а3, (4.3) где Внс(н) - вместимость нестационарных учреждений надомного обслуживания; Л1 - численность лиц старших возрастных групп, проживающих в центральном поселении района (округа), и ЛСВГ, проживающих в зоне 30-минутной транспортной доступности центрального поселения; Л2 - численность ЛСВГ, проживающих в пределах зон 30-60-минутной транспортной доступности; а1, а2 - доля расчетного показателя обеспеченности учреждением социального обслуживания для Л1, Л2, проживающих в соответствующих зонах транспортной доступности; Л3 - численность лиц старших возрастных групп, проживающих за пределами 60-минутной транспортной доступности; а3 - доля расчетного показателя обеспеченности учреждениями социального обслуживания для Л3. 4.20 Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты) при амбулаторно-поликлинической системе здравоохранения подсчитывается по формуле Внс(д) = Л1а1 + Л2а2, (4.4) где Внс(д) - вместимость нестационарных учреждений дневного обслуживания. 4.21 Вместимость прочих учреждений социального обслуживания (специальное жилище, досуг и столовые) следует определять по формуле Впу = Л1а1. (4.5) Пример расчета системы социального обслуживания ЛСВГ сельских поселений приведен в таблице Г.5 приложения Г. 4.22 Расчет системы учреждений социального обслуживания города осуществляется в два этапа: первый этап - расчет стационарной и полустационарной сети учреждений; второй этап - расчет нестационарной сети. Стационарные объекты рекомендуется определять на стадии разработки территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ. 4.23 Нестационарные учреждения рассчитываются одним из двух вариантов: по нормативам полной обеспеченности, с определением необходимого числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и в периферийных районах с низкой плотностью жилой застройки; в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений (так называемым блок-модульным способом) дневного и надомного обслуживания - в исторических и других частях городов с плотной застройкой. 4.24 Для городов различной величины (классификация и численность населения - по Градостроительному кодексу) число центров социального обслуживания составляет: малые города (до 50 тыс. чел.)...................................................................................... 1-3 средние города (50-100 тыс. чел.)................................................................................. 3-6 большие города (100-250 тыс. чел.).............................................................................. 6-9 крупные города (250-1000 тыс. чел.).......................................................................... 9-16 крупнейшие города (1,0-3,0 млн. чел.)..................................................................... 16-24 сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.)....................................................................... более 24 Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6 приложения Г. При этом численность обслуживаемых ЛСВГ одним центром составляет: 1-5 тыс. ЛСВГ - для малых и средних городов; 10-30 тыс. ЛСВГ - для больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городов. 4.25 Для анализа эффективности центров социального обслуживания (ЦСО) можно применять качественно-количественную оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя методику, приведенную в таблице Г.7 приложения Г. Пример расчета сети учреждений социального обслуживания в городе на примере района-новостройки с использованием ЦСО приведен в таблице Г.8 приложения Г. Пообъектный расчет учреждений социального обслуживанияТрадиционный способ расчета 4.26 Пообъектный расчет учреждений осуществляется в соответствии с результатами сетевого расчета (4.9-4.25) и предельной вместимостью учреждений, установленной в таблице В.1 приложения В. 4.27 Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на стадии сетевого расчета согласно таблице Г.6, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.9 приложения Г. Блок-модульный способ расчета 4.28 Блок-модульный метод рекомендуется применять в малых городах и в сельских поселениях или при высокоплотной застройке с достаточно сформировавшейся системой социального обслуживания. Блок-модульный метод характеризуется специализацией социальных работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг. 4.29 Типы блоков надомного обслуживания (БНО) и радиус обслуживания применяются в соответствии с таблицей 4.1. Таблица 4.1
4.30 Блок БНО.0 формируется согласно таблице Д.2 приложения Д. Выполнение персоналом блока БНО.0 преимущественно административных обязанностей позволяет размещать его безотносительно к зоне обслуживания. Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.10 приложения Г. Размещение блоков БНО.1 и БНО.3, работники которых используют специальный транспорт, также не регламентируется. Необходимость, как минимум, двукратного ежедневного посещения блока БНО.2 его работниками обуславливает его доступность в пределах до 500 м. 4.31 Типы блоков дневного обслуживания (БДО) и радиус обслуживания рекомендуются в соответствии с таблицей 4.2. Таблица 4.2
Нормы расчета блоков дневного обслуживания приведены в таблице Г.10 приложения Г. 4.32 С учетом примерно равной частоты посещений отдельных блоков дневных учреждений (отделений) и блоков надомных услуг клиентами целесообразно их объединение в следующие модули: Модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания - М1.0 = БНО.0. Модуль сервисного и досугового обслуживания - М1 = БНО.3 + БДО.1. Радиус доступности - до 1,5 км. Модуль доставочного и дневного обслуживания - М2 = БНО.1 + БДО.2. Радиус обслуживания - до 500 м. Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города. Модуль медико-посреднических услуг - М3 = БНО.4 + БДО.3. Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа. Модуль хозяйственно-бытовых услуг - М4 = БНО.2. Радиус доступности - до 500 м. 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ, ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ И МОЩНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ5.1 По итогам расчета сети учреждений социального обслуживания определяется общая численность обслуживаемых клиентов. Одновременно выявляется вместимость учреждений системы, выраженная в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники, посадочные места и пр. 5.2 Общая полезная площадь системы обслуживания определяется суммой общих площадей помещений учреждений. При базовой обеспеченности общая площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2 приложения Г. Удельный показатель общей площади на 1 тыс. ЛСВГ для города и села с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания приведен в таблице 5.1. Таблица 5.1
5.3 Для определения мощности системы социального обслуживания рекомендуется применять показатель (технологического) ресурса системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы. Перечень кадров обслуживающего персонала учреждений обслуживания приведен в таблице Д.1 приложения Д. 5.4 Удельный показатель мощности системы социального обслуживания ориентировочно составляет: 20/30 работников социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ городских поселений соответственно при минимальной и полной обеспеченности учреждениями; 40/60 работника социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ сельских поселений. 5.5 При базовой (минимальной) обеспеченности учреждениями для каждой типологической группы поселений (при 17-25 % ЛСВГ от численности населения) предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Д.2 приложения Д. 5.6 Состав работников социальной службы выражается наличием двух групп: основные специалисты - социальные работники и специалисты по социальной работе; медицинские работники (врачи и сестры); консультанты в области психологии, юриспруденции; инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии; дополнительные работники - по организации питания, культработники, подсобные рабочие; административный аппарат. Структура кадров работников учреждений социального обслуживания приведена в таблице Д.3 приложения Д, а структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания - в таблице Д.4 приложения Д. 6 РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯОбщие требования6.1 Размещение учреждений социального обслуживания следует осуществлять по итогам расчета, приведенного в 4.1-4.32 настоящего СП. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации, вместимости, частоты посещения и времени пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует учитывать: а) для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений; б) для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети; в) для нестационарных учреждений дневного обслуживания и специального жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений; природные и планировочные факторы; удельный вес пожилых людей с сохранившейся двигательной активностью. 6.2 К размещению учреждений социального обслуживания рекомендуется обращаться на трех последовательных этапах проектирования: градостроительного планирования развития территорий; разработки проекта планировки; составления проекта застройки. 6.3 На этапе градостроительного планирования развития территорий размещают суммарную вместимость специализированных учреждений по видам поселений (городскому и сельскому), по главным центрам частей территорий субъектов РФ. К учреждениям обслуживания федерального уровня относятся: специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и отдыха); научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам геронтологии; учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров - специалистов социальной службы. Перечисленные учреждения размещают с учетом сложившейся сети объектов. Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. В целях расширения зоны обслуживания учреждений федерального уровня целесообразно создание сети филиалов - консультативных центров с применением телекоммуникационных и электронных технологий. К учреждениям территорий и частей субъектов Федерации относятся: лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы; центры реабилитации, санатории и дома отдыха; дома ветеранов профессиональных и творческих объединений; многопрофильные культурно-информационные центры. 6.4 На этапе разработки проекта планировки - учреждения социального обслуживания распределяют по зонам города - жилой, рекреационной, а также по территории пригородной зоны города или в пределах территорий районов, сельских округов. К учреждениям, распределяемым по функциональным зонам относятся: специальные жилые дома; дома-интернаты; хосписы; лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры; центры реабилитации; центры социального обслуживания; комплексы домов для лиц, не имеющих постоянного места жительства; досуговые центры и центры занятости; учреждения органов соцзащиты, включая органы областного и федерального уровней. Параметры удаленности учреждений городского значения принимаются по СНиП 2.07.01. 6.5 В проектах застройки окончательно закрепляются участки учреждений социального обслуживания и их отделов, филиалов, а также предлагается объединение учреждений в комплексы и центры. 6.6 При выборе радиуса доступности учреждения обслуживания учитываются следующие правила: для уникальных геронтологических центров - удаленность не регламентируется; для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения медико-социального обслуживания) - временная удаленность - не более 2 часов; для нестационарной сети: а) для учреждений надомного обслуживания - до 1,5 км в городских поселениях и до 10 км в сельских; б) для учреждений дневного обслуживания - до 0,5 км и до 3 км соответственно; в) для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и до 3 км соответственно. 6.7 При блок-модульной организации надомно-дневного обслуживания следует придерживаться радиусов доступности, рекомендованных в таблицах 4.1 и 4.2. 6.8 На завершающей стадии проектного размещения учреждений следует дать предложения по комплексному формированию среды жизнедеятельности: выделение и благоустройство территорий общего пользования и пешеходных зон; размещение мест отдыха и площадок для занятий лечебной физкультурой; приспособление пешеходно-транспортных связей к потребностям маломобильных пожилых людей; размещение автостоянок; размещение системы общественных туалетов. Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания6.9 При определении места размещения учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании консультативной помощи и проведении профилактических осмотров ЛСВГ специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания требует минимизации передвижений социальных работников в системе «квартира (пост) - учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение». 6.10 Центры социального обслуживания (ЦСО) следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном постановлением Минтруда России [5]. Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе показан на рисунке 6.1. Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район № 1 на 24 тыс. ЛСВГ). 6.11 Для сельских поселений рекомендуется (мини) ЦСО-V, рассчитанный на обслуживание 0,5-1 тыс. ЛСВГ, с числом постов надомного обслуживания 50-100 единиц, с малыми отделениями дневного обслуживания (10-25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и консультаций. 6.12 Специальные жилые дома для ЛСВГ следует размещать в жилой застройке, с соблюдением принципов, изложенных в [9]: расстояние до предприятий торгово-бытового назначения, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м; на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта. Рисунок 6.1 - Размещение центров и учреждений социального обслуживания пожилых людей в развивающемся городском районе 6.13 Дома-интернаты для лиц старших возрастных групп следует размещать на жилой территории населенных мест. Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях производственных объектов. Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с городом. 6.14 Организацию поселка для персонала, обслуживающего дом-интернат, следует решать в соответствии с СНиП 2.07.01. 6.15 При размещении геронтологического центра следует учитывать его связь с научно-методическими учреждениями, поэтому его размещение в пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении. При размещении геронтологического центра в черте города в его составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение 5-дневного пребывания в соответствии с правилами, изложенными в [13]. 6.16 Хосписы следует размещать в жилой или рекреационной зоне на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и их родственников, близость к действующим больницам. 6.17 Дома сестринского ухода согласно [20] следует размещать на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, а также на территориях многопрофильных больниц. Для домов сестринского ухода, размещаемых вне территории больниц, при выборе участков рекомендуется предусматривать транспортную доступность и близость к действующим больницам. 6.19 Для реконструируемых сложившихся жилых микрорайонов рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений, расчет по которому приведен в 4.28-4.32. Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений обслуживания в районе со сложившейся застройкой и системой общественного обслуживания приведен на рисунке 6.2. Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район № 2 на 13,7 тыс. ЛСВГ). Земельные участки учреждений социального обслуживания6.20 Площадь земельных участков домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания рекомендуется принимать не менее установленной в таблице 6.1. 6.21 Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений) сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 6.2. Таблица 6.1
Таблица 6.2
6.22 Размеры земельных участков медико-социальных, лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект. Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать: 1) при расположении стационара и лечебно-консультативного отделения в одном здании - 150 м2 на 1 койку; 2) при расположении лечебно-консультативного отделения в отдельностоящих зданиях - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект. 6.23 Размеры земельных участков специального жилища следует принимать в соответствии с таблицей 6.3. Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых домов изложены в [18]. Рисунок 6.2 - Блок-модульный метод размещения учреждений социального обслуживания пожилых людей в сложившемся районе города Таблица 6.3
6.24 Площадь участка для учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства следует принимать согласно СП 35-107 и по таблице 6.4. Таблица 6.4
ПРИЛОЖЕНИЕ АСПИСОК ПРИНЯТЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙДИ+ОВП - дома-интернаты + отделения временного проживания УМСО - учреждения медико-социального обслуживания ОСОД - отделение социально-бытового обслуживания на дому ОСМО - отделение социально-медицинского обслуживания на дому СИДО - служба индивидуального договорного обслуживания на дому СЖ - специальное жилище ОДП, О5П - отделение дневного и 5-дневного пребывания СОЦ - социально-оздоровительный центр СС - социальные столовые СДУ - социально-досуговые учреждения ОССП - отделение срочной социальной помощи КО - консультационное отделение УСОБ - учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства ЦСО - центр социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке КЦСО - комплексный центр социального обслуживания всех групп населения, нуждающихся в социальной поддержке Соц. раб. - социальный работник С.с.р. - специалист по социальной работе Соц. конс. - социальный консультант Раб. с. с. - работник социальной службы Мтд - минуты транспортной доступности ЛСВГ - лица старших возрастных групп ПРИЛОЖЕНИЕ БТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ПРИЛОЖЕНИЕ ВПРЕДПОСЫЛКИ РАСЧЕТАТаблица В.1 - Типы и виды учреждений социального обслуживания пожилых людей
Таблица В.2 - Расчетная численность нуждающихся в услугах учреждений социального обслуживания,* чел/1 тыс. ЛСВГ
ПРИЛОЖЕНИЕ ГНОРМЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТАТаблица Г.1 - Нормы расчета учреждений социального обслуживания ЛСВГ
Таблица Г.2 - Определение общей площади сети учреждений социального обслуживания при минимальной (базовой) обеспеченности, м2 общей площади учреждений на 1 тыс. ЛСВГ
Таблица Г.3 - Система социального обслуживания территории субъекта РФ (пример расчета сети учреждений области) Исходные данные Население области 1,2 млн. жителей. Из них - 327,1 тыс. ЛСВГ (27 % к населению), в том числе в городских поселениях - 269,5 тыс. ЛСВГ (82 % к итогу), в сельских - 57,6 тыс. ЛСВГ (18 %). Расчет минимальной (базовой) потребности в развитии сети учреждений социального обслуживания
Общий потенциал системы учреждений социального обслуживания По расчету потенциал составил 8463 работника социальной службы (без учета административного и методического аппарата), в том числе: на города области приходится 5929 работников (70 % к итогу), на сельские поселения - 2534 работника (30 %), что свидетельствует об опережающем развитии сети учреждений социального обслуживания в сельских поселениях. Расчет центров социального обслуживания Учреждениями социального обслуживания охвачено 20 % желающих ЛСВГ в городах (или 140 чел/ тыс. ЛСВГ) и 51 % в сельских поселениях (283 чел/тыс. ЛСВГ). Следовательно, в области необходимо обслужить 37,8 тыс. ЛСВГ + 16,3 тыс. ЛСВГ. При средней мощности городских центров в 1 тыс. чел. и сельских в 0,5 тыс. чел. получаем число центров СО - 38 + 33 = 71 ед. Принимая 24 штатные единицы на административный аппарат одного центра, получаем потребность: для городских центров - 912 административных работника, для сельских центров - 792. Для методических отделов специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих обслуживаться. Таковых в городах области - 188,7 тыс. ЛСВГ (700 × 269,5) и 31,7 тыс. ЛСВГ (550 × 57,6) в сельских поселениях. Принимая норматив нагрузки на 1 специалиста социальной работы, получаем потребность для городских методических отделов ЦСО - 54 социальных работника и 13 - для сельских. Кроме того, в каждом методическом отделе (38 городских и 33 сельских ЦСО) требуется по 5 других сотрудников или 190 чел. в городских и 165 чел. в сельских ЦСО. Таким образом, всего в методических отделах требуется 254 шт. ед. в городах и 178 шт. ед. в сельских поселениях. Таблица Г.4 - Примерный состав учреждений социального обслуживания в центрах межселенного значения
Таблица Г.5 - Система социального обслуживания сельских поселений (район, округ) (пример расчета сети учреждений) Исходные данные Численность района 30 тыс. чел., из них - 9 тыс. ЛСВГ. В центральном поселении, а также в зоне его 30-минутной транспортной доступности проживают 7,9 тыс. ЛСВГ, в зоне 30-60-минутной транспортной доступности (МТД) - 0,8 тыс., за пределами 60 МТД - 0,3 тыс. ЛСВГ. Расчет минимальной (базовой) вместимости учреждений и потенциала системы социального обслуживания
Ресурс системы социального обслуживания Согласно расчету (см. таблицу выше) из общего потенциала системы социального обслуживания в 364,2 работников социальной службы 93 % приходится на нестационарную сеть. Расчет центров СО и кадровое обеспечение их административно-методических отделов Поскольку в районе при минимальной обеспеченности необходимо обслужить 51 % желающих (или 550 × 0,51 = 283 чел/тыс. ЛСВГ), то из 9 тыс. ЛСВГ обслуживанию подлежат 2,55 тыс. Для них потребуется создать 4 ЦСО с нагрузкой по 0,5-0,75 тыс. ЛСВГ на каждый центр. Соответственно потребуется 24 × 4 = 96 штатных единиц для административных отделов. В методических отделах специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих 9 × 0,55 = 4,95 тыс. чел. Учитывая норматив (2,5 тыс. на одного социального работника) для МО потребуется 2 социальных работника, а также 15-20 чел. (в зависимости от числа ЦСО) других сотрудников методических отделов. Таблица Г.6 - Ориентировочный расчет центров социального обслуживания и их структура в городах разной величины (классификация по [4])
Таблица Г.7 - Структура и оценка центров социального обслуживания А. СТРУКТУРА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Б. ОЦЕНКА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (извлечение из методики [14]) Для оперативной оценки центров социального обслуживания необходимо соизмерение различных по содержанию отделений, составляющих эти центры. Итогом соизмерения ЦСО являются ранги, базирующиеся на качественных и количественных показателях. Оценка качества ЦСО К качественным показателям ЦСО относятся: соответствие структуры центров директивной [1]; соответствие состава форм обслуживания нормативному [2]; соответствие состава комплекса услуг нормативному [5]; соответствие перечня услуг регламентированному федеральным законом [3]. Количественные показатели качественных критериев Оценка центров социального обслуживания Первый критерий - (функциональная) структура ЦСО, выраженная в составе подразделений (отделений). За оптимальную структуру следует принимать структуру комплексного центра социального обслуживания согласно [5]. В ЦСО могут быть развернуты дополнительные подразделения (отделения) в зависимости от местных и градостроительных условий. Рекомендуется следующая бальная оценка по данному критерию: 10 баллов - ЦСО, имеющий в своей структуре 6 подразделений и более; 8, 6, 4, 2 балла -ЦСО, имеющий соответственно 5, 4, 3, 2 подразделения. Второй критерий - число форм обслуживания. В соответствии с [5] отделения ЦСО оказывают четыре формы социального обслуживания: социально-бытовое, социально-медицинское, консультативное, социально-экономическое. В целях последующего ранжирования ЦСО следует принять следующую градацию числа форм и бальную оценку: 5 баллов - ЦСО, оказывающий 4 формы социального обслуживания; 4 и 3 балла - ЦСО, оказывающий соответственно 3 и 2 формы обслуживания. Третий критерий - число комплексов услуг (видов обслуживания). Оптимальное нормативное число - 12 комплексов. Рекомендуемая бальная оценка: 5 баллов - ЦСО, оказывающий 9-12 и больше комплексов услуг; 4 балла - то же, 7-8 комплексов услуг; 3 балла - то же, 5-6 комплексов услуг; 2 балла - то же, 4 комплекса услуг и менее. Четвертый критерий - максимальное число услуг, оказываемых ЦСО, гарантированное в федеральном законе [3] - 60. Рекомендуемая бальная оценка: 5 баллов - ЦСО, оказывающий 60 и более услуг; 4 балла - ЦСО, оказывающий 50-59 услуг; 3 балла - то же, 40-49 услуг; 2 балла - то же, 30-39 услуг; 1 балл - то же, менее 30 услуг. Качественно-количественная оценка Используя бальную оценку составляющих структурных элементов центров социального обслуживания, рекомендуется следующее их ранжирование: ЦСО 1 ранга - с общим числом 25 баллов: с нормативным составом подразделов (не менее 6), нормативным составом форм социального обслуживания (4), нормативным составом комплексов услуг (9-12), нормативным перечнем услуг (60). ЦСО 2 ранга - с суммой баллов 16-20 и имеющих: 4 подразделения, 3 формы социального обслуживания, 5-8 комплексов услуг, 40-60 услуг. ЦСО 3 ранга - с суммой баллов 8-11 и имеющих: 2-3 подразделения, 2 формы социального обслуживания, 4 комплекса услуг, менее 40 услуг. Таблица Г.8 - Система социального обслуживания города (пример расчета сети учреждений) Исходные данные Численность населения административного района крупного города составляет 157 тыс. жителей, из них 37,7 тыс. ЛСВГ. В районе имеются два обособленных жилых района: № 1 (развивающийся) - 24 тыс. ЛСВГ и № 2 (сложившийся) - 13,7 тыс. ЛСВГ. Расчет сети учреждений социального обслуживания
Общий (кадровый) ресурс системы социального обслуживания По расчету ресурс должен составить 807 работников социальной службы. При этом распределение ресурса по подрайонам пропорционально числу проживающих в них ЛСВГ. Однако при размещении учреждений возможно изменение пропорций в пользу первого подрайона в связи с размещением здесь общегородских объектов СО. Расчет центров социального обслуживания При минимальной обеспеченности учреждениями охвачено 20 % желающих ЛСВГ (или 140 чел/ тыс. ЛСВГ). Следовательно потребуется ежегодно обслуживать 37,7 × 140 = 5,3 тыс. ЛСВГ. Рекомендуется в районе № 1 предусмотреть два ЦСО, в районе № 2 - один ЦСО. При 24 штатных единицах на административный отдел центра общая потребность для трех ЦСО составит 72 штатные единицы. Специалисты по социальной работе методических отделов ЦСО ведут работу с общим числом потенциальных клиентов, т.е. с 37,7 × 0,7 = 26,4 тыс. чел. При нормативной нагрузке 3,5 тыс. ЛСВГ на 1 специалиста социальной работы (сср) потребность для района составит 11 сср. Кроме того, в каждом методическом отделе требуется по 5 других сотрудников или 15 ед. в трех ЦСО. Всего в методических отделах требуется 26 штатных единиц для административно-методической работы. Таблица Г.9 - Укрупненный расчет вместимости и количества учреждений социального обслуживания по типологическим группам поселений (классификация групп принята по [4])
Таблица Г.10 - Нормативы расчета блоков надомного и дневного социального обслуживания ЛСВГ в городе (при минимальной обеспеченности учреждениями)
ПРИЛОЖЕНИЕ ДОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯТаблица Д.1 - Штатное расписание учреждений социального обслуживания, приведенных к 100 единицам вместимости, количество специалистов социальной службы
Таблица Д.2 - Ориентировочная численность работников социальной службы для поселений различной величины (классификация по [4])
Таблица Д.3 - Примерное соотношение групп специалистов в учреждениях социального обслуживания, %
Таблица Д.4 - Структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ**Составлено по словарю-справочнику [15]. Виды социального обслуживания: Стационарное обслуживание - обслуживание граждан в условиях постоянного или временного проживания в учреждениях социального обслуживания. Полустационарное обслуживание - обслуживание граждан в течение определенного времени суток. Осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания. Нестационарное обслуживание - обслуживание граждан без проживания в учреждениях социального обслуживания. Социальное обслуживание на дому - социальное обслуживание граждан в домашних условиях. Срочное социальное обслуживание - обслуживание разового характера лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Двигательная активность человека - способность к перемещению по территории и лестницам. Виды двигательной активности: сохранившаяся двигательная активность - неограниченное передвижение по населенному пункту; ограниченная двигательная активность - передвижения в пределах микрорайона, двора; слабая двигательная активность - передвижения в квартире; нулевая двигательная активность - у лиц с постоянным постельным режимом. Клиенты социальной службы - граждане, которые в связи с ограниченной способностью в самообслуживании нуждаются в предоставлении социальных услуг и социальной помощи. Лица старших возрастных групп (ЛСВГ) - обобщенное понятие для трех возрастных структур населения - (55)60-74 (пожилые люди), 75-89 (старческий возраст), старше 90 лет (долгожители), установленное Всемирной ассоциацией здравоохранения и рекомендованное к отечественной практике [14]. Оптимизация сети учреждений обслуживания - приведение системы учреждений обслуживания и их элементов в соответствие с федеральной целевой программой обеспечения пожилых людей (Постановление Правительства РФ № 1090 от 28.08.97), а зданий и сооружений обслуживания - в соответствие с нормативными требованиями (архитектурными, технологическими и пр.). Работник социальной службы (раб. с. с.) - лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы, в том числе лицо, закончившее учебное заведение по профилю социальной работы: социальный работник - (соц. раб.) - работник социальной службы, оказывающий социально-бытовые услуги ее клиентам [14]; специалист по социальной работе (с. с. р.) - работник социальной службы, определяющий обслуживающий контингент и организующий оказание услуг им. Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилых людей). Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мероприятия социальной службы, оказываемые населению: бесплатно - постоянно или периодически - обслуживание; однократно - помощь; на платной основе - услуги. Учреждение социального обеспечения - юридическое лицо, независимо от форм собственности, оказывающее гражданам социальные услуги и материальную помощь в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частичное самообслуживание - способность человека ухаживать за собой в пределах собственной квартиры, двора дома. БИБЛИОГРАФИЯЗаконы и постановления 1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (Собрание законодательства РФ № 32, 1995, ст. 3198). 2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (Собрание законодательства РФ № 50, 1995, ст. 4872). 3. Постановление Правительства РФ «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными органами социального обслуживания» № 1151-ФЗ от 25.11.1995 (Собрание законодательства РФ № 49, 1995, ст. 4798). 4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ (Собрание законодательства РФ № 19, 1998, ст. 2069). Нормативные документы 7. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности центров социального обслуживания г. Москвы. - М.: Агар, 1998. 8. Положение о доме сестринского ухода, хосписе и отделении сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц: Приложение к приказу Минздрава России от 01.02.91 № 19. 9. Примерное положение о специализированном жилом доме для одиноких престарелых: Приказ Минсоцзащиты России от 11.04.94 № 1-1138-18. 10. Принципы деятельности территориальных центров социального обслуживания: Методические рекомендации для работы органов и учреждений соцобеспечения / Под ред. Н.Ф. Дементьевой. - М.: ЦИЭТИН, 1989. Методические рекомендации 11. Методические рекомендации по организации деятельности социально оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов: Приложение к постановлению Минтруда России № 29 от 27.07.99. 12. О некоторых проблемах лиц без определенного места жительства и занятий в Российской Федерации. Серия: Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов / Моссоцзащиты России. ЦОБНТИиП. - М., 1995, вып. 4. 13. Организация работы геронтологических центров. Серия: Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов / Минтруд России. - М., 1998, вып. 2. 14. Разработка методики классификации нестационарных учреждений социального обслуживания: Отчет по НИР / Рук. Н.Ф. Дементьева. - М.: ЦИЭТИН, 1997. 15. Социальная геронтология: Словарь-справочник / Авт.-сост. Н.Ф. Басов.- М.: Социально-технологический институт. - М., 2000. 16. Районная планировка: Рекомендации по проектированию / ЦНИИП градостроительства / Под ред. В.В. Владимирова. - М., 1980. 17. Методические рекомендации по организации культурно-бытового обслуживания и типам зданий в райцентрах РСФСР. - М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1973. 18. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 2. Градостроительные требования / Минстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1994. 19. Градостроительные основы формирования среды обитания пожилых людей: Отчет к договору НП НГО с ФГУП ИОЗ № 22 от 25.09.2000. 20. Рекомендации по проектированию домов сестринского ухода. - М.: ГУП «НИАЦ», 1997. Ключевые слова: учреждения социального обслуживания, нормативы расчета, лица старших возрастных групп, органы социальной защиты населения, размещение учреждений на территории, вместимость и мощность системы социального обслуживания. |
|