|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены Минтрансстроем Москва 1977 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ. Союздорнии, М., 1977. Изложены основные положения и рекомендации по составу выпускаемых нашей промышленностью герметизирующих материалов на различной основе, методика их подбора и испытаний и области применения в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны. Рассмотрена возможность применения мастик, приготовленных по предлагаемой технологии в условиях строительного объекта из материалов, отвечающих соответствующим ГОСТ и приведенных в настоящих «Методических рекомендациях». Изложены технология заполнения деформационных швов битумными мастиками и полимерными материалами и основные положения по безопасности производства работ. Табл. 3, рис. 9. ПредисловиеВопрос сохранности и долговечности деформационных швов бетонных, железобетонных и предварительно напряженных покрытий дорог и аэродромов является важным и актуальным. Особое место в этой проблеме отводится применению герметизирующих материалов горячего (мастики на основе битума) и холодного (полимерные герметизирующие материалы) отверждения, способные обеспечить работу шва с сохранением его неразрывности в течение годового термального цикла. Полимерные герметики холодного отверждения в настоящее время дефицитны и сравнительно дороги. Поэтому наряду с удешевленными полимерными материалами предлагаются мастики горячего применения на основе битума. Они менее дефицитны и стоимость их ниже. Настоящие «Методические рекомендации» разработаны взамен «Временного руководства по заполнению деформационных швов бетонных покрытий новыми герметизирующими материалами» и являются дополнением к «Инструкции по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-68. «Методические рекомендации» составил канд. техн. наук А.Г. Гулимов при участии канд. техн. наук А.М. Шейнина. 1. Общие положения1.1. «Методические рекомендации по применению новых материалов для герметизации деформационных швов цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий» содержат указания по герметизации деформационных швов строящихся цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий. 1.2. В «Методических рекомендациях» приведены составы герметизирующих материалов, технология их приготовления и заполнения деформационных швов, методика подбора их состава и испытания материалов в приобъектных лабораториях. 1.3. Для приготовления мастик на основе битума в условиях строительного, объекта должны применять составляющие материалы, отвечающие требованиям действующих нормативно-технических документов. 1.4. При выборе материала для заполнения деформационных швов необходимо исходить из учета его строительно-технических свойств, категории дороги или класса аэропорта, а также дорожно-климатической зоны строительного объекта. 1.5. Эффект от применения любого материала для герметизации швов может быть получен только при строгом соблюдении всех технологических требований и правил производства работ. 1.6. Движение автомобильного транспорта по покрытию разрешается в зависимости от условий формирования герметизирующих материалов, но не раньше чем через 24 ч после заполнения швов. 2. Технические требования к герметизирующим материалам2.1. Для герметизации деформационных швов в бетонных покрытиях рекомендуются: мастики, время истечения которых при объеме 2,5 л и температуре 140 - 160 °С через отверстие диаметром 20 мм не менее 50 с; герметики, вводимые в швы под давлением; готовые эластичные прокладки. 2.2. По способу приготовления мастики и герметики могут быть: горячими, т.е. заливают их только в горячем состоянии; холодными, т.е. применяемыми без подогрева. Герметики, применяемые в холодном состоянии, должны отверждаться при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С и не более чем за 10 суток. 2.3. Температурные пределы герметизирующих материалов в эксплуатации для дорожно-климатических зон:
I............................................................................ От - 40°С до + 50 °С II........................................................................... От - 30°С до + 60 °С III - IV.................................................................. От - 20°С до + 80 °С 2.4. Деформативность заполнителей холодного применения должна быть не менее 100 % для швов расширения и 130 - 150 % для швов сжатия, прочность на разрыв - не менее 2 кгс/см2, а для материалов горячего применения соответственно 50 % и 1 кгс/см2. 2.5. Герметизирующие материалы должны обладать достаточной долговечностью и в течение всего срока службы обеспечивать водонепроницаемость шва. 2.6. Полимерные герметики холодного применения должны выдерживать не менее 200 циклов замораживания-оттаивания, а горячего применения - не менее 100 циклов с сохранением свойств, указанных в п. 2.4. 2.7. Герметизирующие материалы должны сохранять свойства, указанные в п. 2.4, после выдержки образцов-швов в воде в течение 96 ч. 2.8. Материалы для герметизации швов аэродромных покрытий не должны изменять свойства, указанные в п. 2.4, при кратковременном (до 15 мин) воздействии температур до 200 °С. 2.9. Сцепление герметизирующих материалов с боковыми гранями плит из бетона естественной влажности непосредственно или через грунтовочный слой должно составлять не менее 0,5 sсух и сохраняться в течение всего срока службы покрытия в условиях, изложенных в п. 2.3. 2.10. Герметизирующие материалы должны обладать упругостью (твердые предметы не должны вдавливаться колесами проходящего транспорта в поверхность заполнителя более чем на 1 мм). 2.11. Герметизирующие материалы могут иметь любой цвет. С учетом требований безопасности движения и технической эстетики при заполнении поперечных швов предпочтение следует отдавать материалам светлых тонов, близких к естественному цвету поверхности бетонного покрытия, а при заполнении продольных швов - материалам темных тонов. 2.12. Материалы для герметизации швов должны быть технологичны в заводском изготовлении, а их составляющие - по возможности не дефицитны. 2.13. Процесс приготовления мастик и герметиков в условиях строительства должен быть прост, а получаемые материалы должны допускать механизированное заполнение швов (при свободном истечении или под давлением). 2.14. Жизнеспособность герметика*) должна быть не менее 4 ч. Фактическая жизнеспособность герметика уточняется построечной лабораторией до начала работ по заполнению швов. *) Жизнеспособностью герметизирующих материалов принято считать промежуток времени с момента смешения компонентов при приготовлении материала до их непригодности в нормальных климатических условиях. 2.15. Минимальная температура воздуха при герметизации швов мастичными герметиками должна быть не ниже 5 °С; в исключительных случаях допускается производство работ при температуре ниже 5 °С. 2.16. Температура хрупкости мастик должна быть от - 40 до - 20 °С, а температура размягчения - не ниже 60 °С по КиШ. 3. Составы и область применения герметизирующих материалов3.1. Для заполнения деформационных швов строящихся бетонных покрытий в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны рекомендуется применять резинобитумные вяжущие (РБВ), полимерно-битумные (ПБМ), битумно-бутилкаучуковые мастики (МББГ) и полимерные герметики («Гидром» с каменноугольной смолой, тиоколо-каменноугольная композиция УТ-38Г и Эластосил Э-11-06) составов, приведенных в таблице. Швы следует заполнять мастиками и герметиками, выпускаемыми промышленностью. Допускается применение мастик, приготовленных в условиях строительного объекта. В каждом случае перед применением необходимо проверить свойства этих материалов согласно приложению 1. Полимерные герметики марки «Гидром» с каменноугольной смолой, УТ-38Г и Э-11-06 рекомендуются также для заполнения швов в бетонных покрытиях аэродромов. Таблица
3.2. Для приготовления резинобитумных мастик в условиях строительного объекта применяют следующие материалы: битумы марок БНД-60/90 или БНД-40/60, отвечающие требованиям ГОСТ 11954-66; минеральный порошок (ГОСТ 9128-67); резиновую крошку с крупностью гранул не более 1 мм; асбестовую крошку 6-го или 7-го сортов (ГОСТ 12871-67); кумароновую смолу (ГОСТ 9263-66). 3.3. Для приготовления полимерно-битумных мастик (ПБМ), разработанных Союздорнии, следует применять: битум по ГОСТ 9548-60; битум нефтяной дорожный марки БНД-60/90 по ГОСТ 11954-66; дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ); бензин автомобильный А-72 по ГОСТ 2084-67*; асбестовую крошку по ГОСТ 12871-67. ДСТ, отвечающий требованиям ВТУ 38-3 № 300-67 Министерства перерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, вводят в состав мастики для улучшения ее деформативных и адгезионных свойств. 3.4. Битумно-бутилкаучуковая мастика (ТУ 21-27-40-74) заводского изготовления*) состоит: *) Акменский завод строительных материалов Литовской ССР. из битума по ГОСТ 9548-60; бутилкаучука по МРТУ 33-3 - № 232-69; бутилкаучука по ТУ 38103-20-70; латекса бутилкаучука по ТУ 38103-30-70; асбестовой крошки; пентахлорфенола по МРТУ 6-09-4349-67 или масла каменноугольного по ГОСТ 2770-59; керосина по ГОСТ 4753-68 или по ГОСТ 92-50. Допускается изготовление битумно-бутилкаучуковой мастики без керосина. 3.5. Полимерный герметик «Гидром» с каменноугольной смолой - материал пастообразной консистенции, состоящий из следующих компонентов: герметизирующей пасты «Гидром» по ТУ 38 105411-72 Министерства нефтеперерабатывающей промышленности СССР; каменноугольной смолы вторичной переработки (препарированной) по ТУ 14-6-83-72 Министерства черной металлургии СССР; отверждающей пасты № 30 по ТУ 38 105411-72. Герметик «Гидром» и каменноугольная смола выпускаются промышленностью готовыми к употреблению. 3.6. Герметизирующую пасту «Гидром» приготавливают из жидкого тиокола марок ТСД или ТСН (вязкость 80 - 300 пз), эпоксидной смолы ЭД-5 или Э-40, полиэфира П-9, каолина и сажи ТМ-15 по ГОСТ 7885-68. Отверждающая паста № 30 состоит из перекиси марганца, дибутилфталата, дифенилгуанидина, каолина и воды. 3.7. Тиоколо-каменноугольная композиция УТ 38-Г, выпускаемая промышленностью, - материал темно-бурого цвета, способный вулканизироваться при нормальной температуре. Он поставляется в виде трех компонентов: герметизирующей пасты УТ-38 по ТУ 38-105874-75 Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР; каменноугольной смолы вторичной переработки (препарированной); вулканизирующего агента «Г». 3.8. Герметизирующая паста УТ-38 - основная часть герметика - готовится на основе жидкого тиокола марки НВТС-0,5 с вязкостью 301 - 500 пз в сочетании с наполнителем - сажей ТМ-15. Бихромат натрия (двухромовокислый натрий) применяется в виде водного раствора 67 %-ной концентрации. Каменноугольная смола вводится в состав герметика для повышения сцепления с бетоном. 3.9. Силиконовый герметик Эластосил Э-11-06 - однокомпонентный материал пастообразной консистенции светлых тонов, он отверждается в условиях окружающей среды в присутствии влаги воздуха. Выпускается промышленностью в готовом к употреблению виде по ТУ-602-775-73 Министерства химической промышленности. 4. Технология приготовления мастик и заполнения деформационных швов4.1. Мастики на основе битума приготавливают на заводах и поставляют потребителям в таре с приложением паспорта, в котором указываются их характеристики. При отсутствии требуемой заводской мастики допускается приготовление ее в условиях строительной базы. 4.2. Технология приготовления мастики на основе битума в условиях строительной базы предусматривает: заготовку и хранение составляющих материалов; подготовку составляющих материалов; дозировку и подачу составляющих материалов; приготовление мастики; доставку мастики к месту затаривания или непосредственно к месту производства работ. 4.3. Заготовка и хранение исходных материалов. Битумы доставляют на объект в бумажных мешках или навалом и выгружают в закрытый склад или битумохранилища постоянного типа. Битумы, поступившие в мешках, хранят в закрытом складе не более чем в 2 ряда по высоте. Из-за непрочности бумажной тары, легко повреждаемой при погрузке-разгрузке, битумы следует освобождать от нее и хранить в закрытом битумохранилище. Дивинилстирольный термоэластопласт, резиновая крошка, асбестовая крошка и минеральный порошок должны поступать в крафтмешках и храниться в закрытом сухом складе. Растворители следует хранить в металлической емкости, защищенной от солнца и открытого огня. 4.4. Подготовка исходных материалов. Битумы, поступившие на склад, освобождают от тары и подают на специальных тележках или на автомобиле к котлам. Битумы, находящиеся в битумохранилище, подают в котлы по трубопроводам с помощью насосов. Перед подачей битумы подогревают паром, горячей водой, электрическими нагревателями или другими способами. Битумы обезвоживают и затем доводят до нужной температуры в специальных котлах. В металлическую емкость, оборудованную механической мешалкой, по ленточному транспортеру поступает ДСТ и одновременно с помощью насоса в требуемом количестве подается растворитель. Раствор ДСТ поступает в емкость-дозатор. Асбестовую крошку и минеральный порошок, поскольку они гигроскопичны, необходимо проверять на влажность. Влажный материал просушивают в сушильном барабане асфальтобетонной установки, в электросушильных печах или на обыкновенной жаровне. При выходе из сушки материал должен иметь температуру не ниже 140 °С. Образовавшиеся при сушке комки должны быть протерты через сетку с отверстиями размером 5 - 7 мм. Резиновая крошка дополнительной обработке не подвергается. 4.5. Дозирование и подача исходных материалов: обезвоженные, нагретые до 120 °С и отдозированные битумы перекачивают насосом в котел-мешалку; раствор ДСТ в растворителе в строго отдозированном количестве насосом подают в смесь битумов, поступивших в котел, оборудованный электроподогревом и механической мешалкой; асбестовая крошка в определенном количестве с помощью транспортера подается в котел после выпаривания растворителя из смеси; резиновую крошку вводят в разогретый до 150 - 160 °С битум. 4.6. Приготовление мастики: а) для приготовления резинобитумной мастики в котле, оборудованном мешалкой с электроподогревом и масляной рубашкой, разогревают битум до 150 - 160 °С; обезвоженный и разогретый битум в течение 2,5 - 3 ч непрерывно перемешивают с резиновой крошкой; затем небольшими порциями вводят необходимое количество сначала асбестового, а затем минерального порошка; по окончании загрузки в котел - мешалку всех наполнителей смесь перемешивают при температуре 150 - 160 °С не более 30 мин. Готовую мастику разливают в металлические формы и охлаждают до получения брикетов или сразу же применяют для заполнения деформационных швов; б) для приготовления полимерно-битумной мастики (рис. 1) после поступления смеси битумов и раствора ДСТ в котел-мешалку температуру смеси доводят до 140 °С и выдерживают при такой температуре в течение часа, постоянно перемешивая до полного улетучивания легких фракций растворителя. В этих условиях происходит активное объединение смеси битумов с дивинилстирольным термоэластопластом; затем вводят требуемые по рецепту наполнители (асбестовую крошку, портландцемент марки «400») и выдерживают в течение 30 мин при тщательном перемешивании до получения однородной по составу мастики. 4.7. В процессе приготовления мастик РБВ и ПБМ горловина котла должна быть герметически закрыта для уменьшения процесса окисления составляющих, иначе мастика может получиться неоднородной и хрупкой. 4.8. Весь цикл приготовления мастики ПБМ от начала загрузки в котел-мешалку исходных материалов и до конца выгрузки готовой продукции должен длиться не более 2 ч, а мастики РБВ - 6 ч. Более длительный цикл может привести к излишнему испарению из смеси легких фракций, разложению каучука и потере технических свойств мастики. Рис. 1. Схема приготовления полимерно-битумной мастики (ПБМ) на ЦБЗ: 1 - емкость для растворителя; 2 - емкость для ДСТ; 3 - металлический котел для растворения ДСТ; 4 - емкость для дозирования и хранения раствора ДСТ; 5 - установки для разогрева и обезвоживания битумов; 6 - котел для приготовления ПБМ; 7 - отбор мастики и приготовление брикетов; 8 - затаривание ПБМ; 9 - склад для хранения готовой ПБМ; 10 - склад для асбестовой крошки; ▄ - насосы 4.9. Точное соблюдение указанного температурного режима, дозировки компонентов, времени перемешивания смеси на разных стадиях приготовления мастик ПБМ и РБВ обеспечивают требуемое качество смеси и являются критерием ее готовности. 4.10. Готовую ПБМ выгружают из мешалки с помощью шнекового насоса и разливают в металлические формы 20´30´40 см, стенки которых предварительно обмазывают отработанным маслом, чтобы мастика не прилипала. Остывшие готовые брикеты затаривают в бумажные или полиэтиленовые мешки. 4.11. Битумно-бутилкаучуковая мастика приготовляется на заводах и поставляется на строительные объекты в бумажных или полиэтиленовых мешках массой до 35 кг. Перед применением мастику разогревают до 120 - 140 °С. 4.12. Из мастик на основе битума приготавливают грунтовочные материалы следующим образом: куски мастики РБВ, ПБМ, МББГ и др. расплавляют при температуре не выше 140 °С при постоянном перемешивании до исчезновения комков; в емкость с требуемым количеством растворителя вводят тонкой струйкой, непрерывно перемешивая, расплавленную мастику при температуре не выше 120 °С. Полученный грунтовочный материал без видимых комков битума следует наносить на боковые грани стыкуемых элементов кистью (ориентировочный расход 0,2 кг на 1 м2 при температуре 20 ± 4 °С). 4.13. Полимерные материалы холодного отверждения («Гидром» с каменноугольной смолой и УТ-38Г) готовят на месте строительства. Герметизирующую пасту, каменноугольную смолу и отверждающую пасту № 30 перемешивают в емкости заливщика швов в течение 6 - 7 мин при температуре окружающего воздуха до получения однородной массы (приложение 3). 4.14. Пригодность герметизирующих материалов оценивается в соответствии с требованиями пп. 2.1 - 2.16 по методике, изложенной в приложении 1. 4.15. Подготовка деформационных швов перед их заполнением должна обеспечить надежное сцепление герметизирующего материала с бетоном. Для этого необходимо: промыть швы сразу же после их нарезки до полного удаления шлама и просушить их; очистить паз шва от песка, щебня, бетона и пр. (если это требуется) и продуть (обеспылить) паз шва сжатым воздухом под давлением не менее 5 ати; удалить наплывы и выступы на поверхности бетона; создать рациональную глубину заполнения резиновыми трубками, пороизолом, гернитом; заполнить швы герметизирующими материалами сразу после их устройства и обязательно до открытия движения построечного транспорта по бетонному покрытию. 4.16. Деформационные швы заполняют мастиками на основе битума в следующей технологической последовательности: приготавливают подгрунтовочный материал согласно п. 4.12; тщательно очищают швы и продувают их сжатым воздухом; грунтуют стенки швов разжиженной мастикой (если это требуется) из расчета 0,2 кг на 1 м2; укладывают хлопчатобумажный шнур на дно паза шва во избежание протекания мастики в трещину под пазом шва и последующей ее просадки. Укладка шнура производится подручными средствами; закрывают паз шва по всей длине хлопчатобумажным шнуром диаметром, несколько большим ширины паза шва, чтобы исключить попадание в паз шва минерального порошка или портландцемента марки «400», рассыпаемых тонким слоем по поверхности покрытия на ширину 5 - 10 см с каждой стороны паза шва с целью облегчить удаление излишков мастики с покрытия; удаляют шнур над пазом шва, тем самым, открывая его для заливки мастикой; заполняют паз шва мастикой выше уровня покрытия на 2 - 3 мм. В случае просадки мастики в шве необходимо произвести доливку; деформационные швы заливают мастикой специальными заливщиками с терморубашкой; излишки мастики, выступающей над пазом шва, срезают острым скребком или лопатой (предварительно нагрев их до 160 - 200 °С); снятые излишки мастики повторно разогревают в котле и используют для заливки швов. 4.17. Заполнять швы полимерными материалами холодного отверждения («Гидром» с каменноугольной смолой УТ-38Г и Э-11-06) следует с помощью комплекта оборудования разработанного Союздорнии и ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя (см. приложение 3) или другими приспособлениями в следующей технологической последовательности: перемешивают компоненты герметика в последовательности, изложенной в п. 4.13 в емкости заливщика; в подготовленные согласно п. 4.15 швы сжатия укладывают резиновые трубки диаметром 10 мм с толщиной стенок 2 мм, а в швы расширения - трубки d = 26 - 2´2 мм; заполняют паз шва сжатия герметиком на глубину 20 мм и ниже уровня покрытия до 5 мм, а швы расширения - 10 - 12 мм и ниже уровня покрытия 5 - 8 мм (рис. 2). Рис. 2. Схема заполнения деформационных швов полимерными герметизирующими материалами: а - шов сжатия, устраиваемый в затвердевшем бетоне; б - шов сжатия ступенчатый; в - шов расширения; 1 - бетон покрытия; 2 - герметик; 3 - резиновая трубка d = 10 - 2´2 мм; 4 - профильная резина d = 5 - 7 мм; 5 - резиновая трубка d = 26 - 2´2 мм; 6 - деревянная доска. 4.18. При заполнении швов выше уровня покрытия излишки герметизирующих материалов срезают мастерком до их отверждения и используют вторично для заполнения швов. 5. Контроль качества производства работ5.1. Качество герметизации швов в значительной степени определяет эксплуатационную надежность и долговечность бетонных дорожных покрытий. Контроль за качеством заполнения деформационных швов должен осуществляться систематически построечной лабораторией, мастерами, прорабом и рабочими. 5.2. Герметизирующие материалы, поступающие на строительные объекты централизованно, принимают по паспорту завода-поставщика, обращая при этом особое внимание на дату изготовления. 5.3. При приготовлении мастики в условиях строительного объекта необходимо контролировать: качество раствора ДСТ (визуально) и материалов, необходимых для приготовления мастики согласно ГОСТ; дозирование составляющих материалов; температуру нагрева битума и время выдержки смеси в нагретом состоянии; температуру разогрева мастики и ее однородность. 5.4. При подготовке деформационных швов необходимо контролировать: ширину и глубину нарезаемого паза шва; тщательность промывки паза шва и последующую его сушку; обеспыливание шва и создание рациональной глубины заполнения; качество подгрунтовки паза шва; глубину заполнения паза шва и удаление излишков мастики. 5.5. Перед началом приготовления герметизирующих материалов холодного отверждения проверяют техническое состояние комплекта оборудования и герметичность емкости заливщика сжатым воздухом. 5.6. Качество перемешивания, вулканизации герметика и сцепления его с бетоном оценивают согласно приложению 1. 6. Основные требования техники безопасности6.1. При проведении работ по заполнению деформационных швов бетонных покрытий дорог необходимо руководствоваться положениями «Основных требований техники безопасности» ВСН 159-69, а при приготовлении полимерно-битумных мастик - положениями «Правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов» (1965 г.), учитывающих специфику работы с растворителями. 6.2. К работам по изоляции швов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный инструктаж и аттестацию, а также инструктаж по технике безопасности. 6.3. Лица, занятые на приготовлении, разогревании и транспортировании горячих резинобитумных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах: а) загрузки и разгрузки котла; б) приготовления и разогревания готовых мастик; в) транспортирования горячих мастик. 6.4. Все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками). Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки У-2к; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики, - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами. При приготовлении и транспортировании мастик для заливки швов и при работе с ними разрешается пользоваться только исправными инструментами и посудой. 6.5. При приготовлении резинобитумных мастик необходимо соблюдать следующие условия: а) котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом; б) верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1 м; в) котел, как правило, должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов; г) котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости; д) во время приготовления мастики металлические дверцы топки должны быть закрыты. Не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения. 6.6. Все противопожарные мероприятия, осуществляемые на строительном объекте, подлежат согласованию в местном отделении Госпожнадзора. Места хранения растворителей, раствора ДСТ, битумохранилища, хранилища мастики должны быть оснащены щитами с соответствующим оборудованием (лопата, лом, пожарный топор, ведра, багор), ящиками с сухим чистым песком (1 ящик емкостью 0,5 м3 на 100 м2 площади) и огнетушителями. Расстояние от емкостей с раствором ДСТ до других сооружений должно быть более 50 м, а между емкостями и битумными котлами - не менее 10 м. Место хранения раствора ДСТ должно быть ограждено в радиусе 15 м и снабжено предупредительными надписями «Курить запрещено». 6.7. Весь пожарный инвентарь должен быть исправным и находиться на видном месте. 6.8. Резинобитумные мастики разрешается нагревать до температуры не более 160 °С, не допуская кипения и перелива пены через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы. Брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами. 6.9. Битум с бензином (в случае приготовления грунтовочного материала) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин (а не наоборот) и перемешивают деревянными мешалками в ведрах. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной мастики в котле его необходимо плотно закрыть крышкой. Тушить горящую смесь следует только сухим песком или пенным огнетушителем. Заливать водой горячий битум категорически запрещается. 6.10. Допускается совместное хранение битума, ДСТ и растворителей в одном помещении (но в различных емкостях), если его площадь не менее 50 м2. 6.11. В местах хранения растворителя, ДСТ и других материалов густопенные огнетушители подвешивают на высоту 1,5 м от пола (1 огнетушитель на 50 м2). 6.12. В зимнее время огнетушители необходимо помещать в ближайших (не далее 50 м) отапливаемых помещениях, вблизи которых необходимо повесить надпись «Здесь находятся огнетушители». 6.13. При ящике с песком должна постоянно находиться лопата (совок). Ящик окрашивают в красный цвет и помещают надпись «Песок на случай пожара». 6.14. При хранении пустой тары или тары с малым количеством растворителя должны соблюдаться следующие требования: тара для растворителей должна храниться в специально оборудованном хранилище; пустая тара или емкости с малым количеством растворителей должны храниться в плотно закрывающихся металлических шкафах или ящиках; на ящике (шкафу) должна быть табличка с указанием нормы хранения растворителей; в ящиках или шкафах запрещается хранить какие-либо другие материалы; хранить растворитель в бьющейся, открытой или неисправной посуде запрещается. 6.15. Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей необходимо применять защитные средства: «биологические перчатки», мазь Салисского, пасту «Миколаи» и пасту ИЭР (мыла нейтрального 12, технического глицерина 10, каолина 40 и воды 30 частей). Запрещается применять растворители для мытья рук. 6.16. В случае попадания на открытую поверхность кожи резинобитумных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом и обратиться к врачу. 6.17. При применении герметизирующих материалов на различной основе для заполнения швов бетонных покрытий необходимо соблюдать меры безопасности в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по безопасному применению веществ, обладающих токсическими свойствами, при строительстве автомобильных дорог» (Союздорнии. М., 1973). 6.18. Работающие с резинобитумными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горючими и взрывчатыми веществами. 6.19. К работе на специальном комплекте оборудования для заполнения швов тиоколовыми герметиками допускаются лица, хорошо знакомые с его устройством, правилами по эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и компрессоров и прошедшие специальный инструктаж. 6.20. При работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается. Запрещается открывать крышку заливщика швов при наличии давления воздуха в емкости. 6.21. Запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе. ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1Ускоренные методы испытания герметизирующих материаловИзлагаемые ниже методы испытания герметизирующих материалов позволят в условиях строительного объекта определить имеющимся лабораторным оборудованием пригодность тех или иных материалов, поступающих с заводов или изготавливаемых на месте. 1. Определение предела прочности и относительного удлинения герметизирующих материалов при растяжении Для определения прочности мастики при растяжении используют гидравлический пресс. Номинальное значение его шкалы не должно превышать более чем в десять раз измеряемую величину нагрузки при испытании. Шкала нагрузок гидравлического пресса должна позволять отсчитывать измеряемую величину нагрузок с точностью ± 2 %. Скорость движения плиты гидравлического пресса должна быть 1 мм/мин. Для испытания изготавливают образцы-швы, представляющие собой две бетонные балочки 40´40´160 мм, соединенные герметизирующим материалом длиной 100 мм, высотой 20 мм и шириной 8 мм (рис. 1). Образцы-швы устанавливают в центре плиты таким образом, чтобы сила сжатия действовала перпендикулярно поверхности приспособлений (рис. 2). Подготовка к испытанию. Две бетонные балочки 40´40´160 мм сближают на ширину паза шва сжатия (8 мм). Требуемые ширина и длина мастичного бруска достигаются двумя деревянными пластинами длиной 30 мм, толщиной 8 мм и высотой 40 мм. Глубину заполнения создают деревянной пластиной длиной 100 мм, высотой 20 мм и толщиной 8 мм (см. рис. 1), которую вкладывают в паз балочек. Перед заполнением паза образца-шва чистую, сухую поверхность балочек грунтуют, если это требуется по технологии. Герметизирующие материалы вводят в паз шва самотеком или с помощью шпателя, избегая образования пузырьков, пустот и перелива. Образцы-швы, имеющие дефекты (отслаивание, сдвиг и т.п.), испытанию не подлежат. Склеенные поверхности в образце-шве должны быть параллельными. Перекос мастичной части образца-шва допускается не более 0,2 мм. Рис. 1. Образец-шов для определения предела прочности и относительного удлинения герметизирующих материалов при растяжении: 1 - деревянная пластина (2 шт.) - 8´30´40 мм; 2 - деревянная пластина 8´20´100 мм; 3 - бетонная балочка 40´40´160 мм; 4 - мастика 8´20´100 мм Рис. 2. Испытание образца-шва на гидравлическом прессе: 1 - мастика 8´20´100 мм; 2 - бетонная балочка 40´40´160 мм; 3 - шип с конусом 30°; 4 - металлическая пластина 3´40´90 мм Проведение испытания. Число одновременно испытываемых образцов-швов должно быть не менее шести. Образцы-швы выдерживают в течение 3 ч при температуре - 40, - 20, 0, + 20 и + 50 °С и затем испытывают при этих температурах. Для получения сравнительных данных образцы-швы с герметиком выдерживают 10 суток при температуре 20 ± 2 °С, а образцы-швы с мастикой - 5 суток. Образец-шов вместе с приспособлениями (рис. 2) устанавливают в центре плиты гидравлического пресса, верхнюю плиту подводят к металлической пластине длиной 90 мм, толщиной 3 мм и шириной 40 мм с приваренным в центре шипом высотой 30 мм и конусом 30°. Проверяют нулевые установки приборов, измеряющих усилия, и замеряют ширину паза образца-шва. Включают гидравлический пресс и растягивают образец-шов до разрушения. По шкале гидравлического пресса фиксируют разрушающую нагрузку и замеряют ширину паза шва в момент разрушения образца-шва. Размеры поперечного сечения образца-шва измеряют в двух местах по длине герметизирующего материала с точностью до 0,1 мм. В расчет принимают наименьшее значение. Вычисление результатов: а) предел прочности герметизирующих материалов при растяжении вычисляют по формуле , (1) где Rp - прочность при растяжении, кгс/см2; Pp - наибольшая растягивающая сила в процессе испытания, кгс; b - ширина образца, см; q - толщина образца, см; KT - поправочный коэффициент на трение-скольжение конусного шипа приспособления о стенки паза образца-шва, равный 0,9; , где σсж - прочность при сжатии образцов-швов, испытываемых на гидравлическом прессе, кгс/см2; σр - прочность при растяжении образцов-швов, испытываемых на разрывной машине ЦДМК-30. Разрушение образцов-швов обозначают: К - разрушение по герметизирующему материалу; А - разрушение по контактному слою; КА - разрушение и по герметизирующему материалу, и по контактному слою; б) относительное удлинение εр при растяжении в момент разрыва определяют по следующей формуле: (2) где lp - ширина расчетного участка образца-шва в момент разрыва, мм; l0 - ширина расчетного участка образца-шва перед растяжением, мм. 2. Определение сцепления герметизирующих материалов с бетоном Сцепление герметизирующих материалов с бетоном определяют на гидравлическом прессе. Для этого торцы бетонных балочек (40´40´160 мм) грунтуют (если это требуется по технологии), а затем склеивают герметиком слоем не более 0,5 мм. Для испытания изготавливают не менее шести образцов, которые выдерживают в соответствии с п. 1. Образец устанавливают в центре плиты гидравлического пресса так, чтобы сжимающая сила проходила по склеивающему слою. Верхняя плита должна слегка касаться торца бетонной балочки (рис. 3). Рис. 3. Схема для определения сцепления герметизирующих материалов с бетоном: 1 - бетонная балочка 40´40´160 мм; 2 - мастика 0,5´20´100 мм После проверки нулевых установок измерительных приборов включают гидравлический пресс и разрушают образец-шов по контактному слою - «герметизирующий материал - бетон». Затем фиксируют разрушающую нагрузку. Сцепление герметизирующего материала с бетоном (адгезию) вычисляют по формуле , (3) где Р - наибольшая сила, полученная в процессе испытания, кгс; b - ширина образца, см; h - высота образца, см. 3. Определение водостойкости герметизирующих материалов Водостойкость характеризуется временем, в течение которого образцы-швы могут находиться в воде без ухудшения основных строительно-технических свойств. Для определения водостойкости герметизирующих материалов заготавливают не менее 12 образцов-швов (см. рис. 1, 2), 6 из них помещают в воду с t = 20 ± 2 °С, а остальные - контрольные - хранятся на воздухе при t = 20 ± 2 °С. После четырехсуточного срока выдерживания образцов-швов в воде определяют предел прочности и относительное удлинение герметизирующих материалов при растяжении на гидравлическом прессе. Одновременно испытывают контрольные образцы. Образцы-швы испытывают при температуре 20 ± 2 °С и вычисляют результаты по формулам (1) и (2). 4. Определение температуры размягчения Температура размягчения мастик на основе битумов, модифицированных полимерами, - это условная характеристика вязкости этих материалов. Она определяет степень размягчения мастик при высоких положительных температурах и зависит от метода определения и применяемого прибора. Испытания проводят согласно ГОСТ 11506-73 методом «Кольцо и шар» на приборе для определения температуры размягчения битума по ГОСТ 1424-57. Полученные результаты позволяют судить об относительной теплостойкости и степени размягчения мастики и не могут быть определяющими при применении герметизирующих материалов. 5. Определение водопоглощения Водопоглощающая способность герметизирующих материалов характеризует их структурную плотность и позволяет судить о возможности работы таких материалов в условиях влажного климата. Для испытаний на водопоглощение изготавливают 3 образца (30´30´30 мм). Перед испытанием образцы высушивают в термостате при t = 50 ± 2 °С до постоянной массы и взвешивают с точностью до 0,01 г. Затем их помещают в кристаллизатор с водой так, чтобы образцы были полностью в воде и не соприкасались друг с другом и со стенками сосуда. Все испытания проводят при температуре 20 ± 5 °С. Через 3, 6, 12, 24 ч, а затем через 7, 15, 30 суток образцы вынимают из воды, удаляют влагу с помощью фильтровальной бумаги и взвешивают. Продолжительность взвешивания должна быть не более 3 мин. Затем образцы снова погружают в воду. Водопоглощение образца вычисляют по формуле , (4) где С0 - масса сухого образца, г; С1 - масса образца после пребывания в воде, г. Водопоглощение для образцов-«близнецов» подсчитывают как среднеарифметическое водопоглощение всех трех образцов. Значения водопоглощения различных герметизирующих материалов обычно колеблются в пределах 1 - 5 %. 6. Определение температуры хрупкости Температура хрупкости характеризует переход мастики из упругоэластичного состояния в хрупкое и определяет одну из температурных границ испытуемого материала. Для испытания изготавливают образец 0,4´20´60 мм. Затем опускают в стеклянный или металлический стакан с глицерином, обложенный льдом. С понижением температуры через каждые 5 °С при положительных температурах и через каждые 3 °С при отрицательных образец извлекают на 5 с и изгибают его по полуокружности стержня диаметром 20 мм. Скорость понижения температуры глицерина должна быть 1 °С за 2 мин. За температуру хрупкости трех образцов принимают среднеарифметическое двух результатов, разность между которыми составляет не более 2 °С. Температуру, при которой появляется первый излом на образце, считают температурой хрупкости мастики. 7. Определение жизнеспособности герметиков холодного приготовления Жизнеспособность герметиков - это время от начала перемешивания герметизирующей пасты с отвердителем до момента, когда смесь становится непригодной к применению в нормальных климатических условиях. В чистой сухой посуде перемешивают составляющие герметика в течение 3 - 5 мин до получения однородной по свету массы. Готовую смесь массой 50 г наносят на стеклянную пластину (80´80´0,2 мм) в виде лепешки диаметром 60 - 70 мм. Для исключения прилипания стеклянную пластину смазывают вазелином. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха, но не ниже + 5 °С. За 30 мин до истечения указанного заводом-изготовителем срока жизнеспособности герметика необходимо максимально на 1 с прикоснуться к нему стеклянной палочкой с оплавленными концами диаметром 6 мм и длиной 10 см, с силой ее собственной массы, Это прикосновение повторяют через каждые 5 мин. Если при поднятии стеклянной палочки герметик не тянется за ней и не оставляет на ней следов, значит жизнеспособность герметика истекла. Время от начала смешения составляющих до последнего прикосновения палочкой к герметику, при котором он не прилипает, принимается за время жизнеспособности герметика. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Методика подбора состава мастики1. Состав полимерно-битумной мастики, приготавливаемой в условиях строительного объекта, подбирают следующим образом: обезвоживают битумы и доводят их до рабочей температуры; приготавливают 15 %-ный раствор ДСТ в растворителе; рассчитывают необходимое весовое количество ДСТ при его содержании 2; 5 и 10 % от массы битума; приготавливают три пробы мастики ПБМ с содержанием ДСТ 2; 5 и 10 % от массы битума; определяют температуру размягчения по методу «Кольцо и шар» для каждой полученной пробы мастики: строят график зависимости температуры размягчения от содержания ДСТ (рис. 1); Рис. 1. График для определения оптимального значения ДСТ: Тр - требуемая температура размягчения данного объекта, °С; Кдст - концентрация ДСТ, % определяют требуемое содержание ДСТ для приготовления мастики с заранее заданной температурой размягчения по графику ; расчет повторяют для установленной концентрации ДСТ и большего количества битума; приготавливают полимерно-битумную мастику найденного состава. Пример. Подбор состава полимерно-битумной мастики для заполнения швов бетонного дорожного покрытия во II дорожно-климатической зоне. Материалы. Битум нефтяной дорожный маржи БНД-60/90 по ГОСТ 11954-66. Дивинилстирольный термоэластопласт, имеющий предел прочности при разрыве 60 кгс/см2 и относительное удлинение 600 %. Содержание золы не более 0,2 %. Асбестовая крошка 7-го сорта. Исходные данные. Мастика ПБМ предназначена для заполнения швов бетонного дорожного покрытия на дороге II категории. Температура размягчения мастики по КиШ должна быть не ниже 80 °С. Технология приготовления. Предварительно приготавливают 15 %-ный раствор ДСТ в бензине. Для принятой концентрации ДСТ определяем требуемое количество 15 %-ного раствора на 1000 г битума. Концентрация ДСТ - 2 %
Здесь Кдст1 - количество ДСТ; Кдст2 - количество 15 %-ного раствора ДСТ. Концентрация ДСТ - 5 %
Концентрация ДСТ - 10 %
В обезвоженную и нагретую до 120 °С смесь битумов при непрерывном перемешивании вводят расчетные количества 15 %-ного раствора ДСТ в каждую пробу. Пробные смеси приготавливают одновременно. Затем температуру нагрева повышают до 140 °С и выдерживают смесь в течение часа до полного улетучивания легких фракций растворителя. В полученные смеси вводят 5 % асбестовой крошки и непрерывно перемешивают в течение 30 мин. Пробы охлаждают до температуры не выше 20 ± 2 °С и определяют температуру размягчения по методу «Кольцо и шар». По полученным трем значениям температуры размягчения каждой из проб строят график зависимости температуры размягчения Тр от процентного содержания раствора ДСТ - Кдст : Тр = f(Кдст). По графику определяем, что для приготовления полимерно-битумной мастики с температурой размягчения 80 °С требуется концентрация ДСТ 3 %. Для приготовления 1000 кг полимерно-битумной мастики с концентрацией ДСТ 3 % рассчитывают количество 15 %-ного раствора:
Для приготовления мастики ПБМ с температурой размягчения 80 °С в соответствии с пп. 4.2 - 4.9 настоящих «Методических рекомендаций» необходимо взять 206 кг 15 %-ного раствора ДСТ. Состав мастики ПБМ: Битум БНД-60/90................................................. 100 вес.ч. 15 %-ный раствор ДСТ в бензине А-72............ 20 вес.ч. Асбестовая крошка............................................... 5 вес.ч. Окончательный состав полимерно-битумной мастики устанавливают после ее проверки по методике, изложенной в приложении 1 настоящих «Методических рекомендаций», которая обязательна для всех строительных объектов. В случае несоответствия показателей герметизирующих материалов требованиям, изложенным в настоящих «Методических рекомендациях», подбор повторить. 2. Подбор состава резинобитумной мастики в условиях строительного объекта состоит из следующих операций: обезвоживают и нагревают битум до рабочей температуры; рассчитывают требуемое количество резинового регенерата; приготавливают не менее трех проб мастики РБВ с различным содержанием резиновой крошки; определяют температуру размягчения для каждой полученной пробы; по температуре размягчения и по количеству вводимого резинового регенератора строят график зависимости (рис. 2) Тр = f (rк); Рис. 2. График подбора состава резинобитумной мастики: Тр - температура размягчения, °С; rк - резиновая крошка, % зная температуру размягчения для данного объекта по графику Тр = f (rк) находят требуемое количество резиновой крошки; приготавливают резинобитумную мастику нового состава; проверяют температуру размягчения и остальные показатели по методике, изложенной в приложении 1 настоящих «Методических рекомендаций», и корректируют состав мастики РБВ, если это требуется. Пример. Подбор состава резинобитумной мастики для заполнения швов бетонного дорожного покрытия во II дорожно-климатической зоне. Материалы. Битум с температурой размягчения 50 - 52 °С. Резиновая крошка крупностью 1 - 1,5 мм с содержанием малопластичных частиц 0,1 - 0,15 мм до 37 %. Минеральный порошок, соответствующий ГОСТ 9128-67. Асбестовая крошка из отходов 7-го сорта. Исходные данные. Строительный объект расположен во II дорожно-климатической зоне. Температура размягчения 80 °С. Необходимо приготовить 1000 кг мастики РБВ. Технология приготовления. Обезвоживают и нагревают до температуры 130 °С три пробы битума по 1000 г каждая. Определяют требуемое количество резиновой крошки на 1000 г битума:
Здесь rк - количество резиновой крошки, г. В подогретые пробы битума вводят при непрерывном перемешивании расчетное количество резиновой крошки. Температуру нагрева доводят до 160 °С и выдерживают пробы в течение 1 ч. Затем небольшими порциями вводят необходимое количество асбестового и минерального порошка. Смесь выдерживают 15 мин при непрерывном перемешивании при температуре 160 °С. Полученные мастики охлаждают до температуры 20 °С и определяют температуру размягчения каждой пробы. Результаты испытаний позволяют построить график зависимости Тр = f (rк). Зная требуемую температуру размягчения для данного объекта, находят необходимое количество резиновой крошки и расчетным путем определяют соотношение ее с битумом: 1000 кг - 88 %
В данном случае для приготовления резинобитумной мастики с температурой размягчения 80 °С необходимо взять 12 % резиновой крошки или 136,3 кг на 1000 кг битума. Приготавливают мастику РБВ найденного состава. Определяют температуру размягчения и в случае несоответствия повторяют подбор. Окончательный состав резинобитумной мастики устанавливают после ее проверки на все показатели по методике, изложенной в приложении 1 настоящих «Методических рекомендаций». ПРИЛОЖЕНИЕ 3Оборудование для заполнения швов тиоколовыми герметикамиДля приготовления тиоколовых герметиков и заполнения деформационных швов применяют специальный комплект оборудования, включающий смесительный агрегат (миксер); заливщики швов (2 шт.); приспособления для подготовки швов к заполнению. Смесительный агрегат (рис. 1) имеет двигатель, компрессор и гребенку, смонтированные на сварной раме трехколесной тележки и защищенные каркасом с легкосъемным капотом. Смесительный агрегат может в течение 5 - 7 мин перемешать 45 - 50 кг тиоколового герметика трехзаходным шнековым смесителем, расположение лопастей которого позволяет получить однородную массу при постоянной скорости перемешивания. Смеситель приводится в действие двигателем внутреннего сгорания через клиноременную, карданную и редукторную систему передач. Шарнирная рама с консольной подвеской, закрепленной на каркасе смесительного агрегата, допускает вертикальное перемещение редуктора со шнеком. Для предотвращения выплескивания перемешиваемой массы через край заливщика в процессе работы смесителя между корпусом редуктора и смесителем установлен фланец. Положение фланца фиксируют двумя штырями и окончательно закрепляют винтами-барашками. Обрезиненные колеса на подшипниках качения позволяют перемещать смесительный агрегат по покрытию усилием одного человека. Рис. 1. Смесительный агрегат 1 - емкость заливщика швов; 2 - шнековый смеситель; 3 - рычаг включений шнека; 4 - редуктор; 5 - винтовая тяга подъема-опускания смесителя; 6 - шарнирная рама консольной подвески смесителя; 7 - бак для горючего; 8 - карданный привод смесителя; 9 - двигатель внутреннего сгорания; 10 - компрессор; 11 - трехколесная тележка смесительного агрегата Техническая характеристика смесительного агрегата Тип агрегата......................................................... Передвижной Перемешивающее устройство............................ Лопастно-шнековое Число оборотов.................................................... 35 об/мин Редуктор................................................................ Червячный с передаточным числом 28 Мощность двигателя УД25................................. 8 л.с. Число оборотов.................................................... 3000 об/мин Компрессор.......................................................... 0,39 А Производительность........................................... 15 м3/ч Максимальное давление воздуха....................... 7 ати Число оборотов.................................................... 800 об/мин Ресивер................................................................. 15 л Число выходных штуцеров................................. 3 Ходовая часть агрегата........................................ Трехколесная тележка Размеры (длина, ширина, высота)..................... 2420´1000´1260 мм Масса.................................................................... 451 кг 2. Заливщик швов (рис. 2) представляет собой трехколесную тележку с шарнирно закрепленной на ней емкостью, которая выполнена в виде усеченного конуса и крепится к раме на двухповоротных цапфах. Герметизацию емкости заливщика обеспечивает специальная крышка, на которой расположено выходное отверстие со сменными соплами для заполнения швов любой ширины. Крышку заливщика и сменные сопла крепят на емкости с помощью винтов-барашков. Выходное отверстие заливщика изнутри перекрывается коническим клапаном, вмонтированным в крышку. Тело конуса клапана с помощью пружины поднимается к седлу. На хвостовике имеется упорная шайба, позволяющая регулировать величину просвета выходного отверстия. Емкость заливщика деформационных швов предусматривает два положения: а) рабочее (рис. 2, а). По окончании приготовления герметика емкость закрывают крышкой и поворотом рычага на 125° устанавливают в рабочее положение. В этом положении сопло заливщика, соответствующее ширине заполняемого шва, вводят на 3/4 в паз шва и нажимом рукоятки управления на клапан открывают выходное отверстие. Содержимое емкости (тиоколовый герметик) под давлением воздуха равномерно заполняет паз шва снизу вверх. Переднее колесо заливщика в процессе заполнения шва входит в паз и служит направляющим. Создаваемое в емкости давление от 0 по 2 кгс/см2 регулируют редуктором и контролируют по манометру, а излишки воздуха сбрасывают через предохранительный клапан;
Рис. 2. Заливщик швов: 1 - переднее ребордное направляющее колесо; 2 - шток выпускного клапана; 3 - рычаг поворота емкости; 4 - ось поворота емкости с транспортного положения в рабочее; 5 - сменное сопло; 6 - манометр; 7 - воздушный кран; 8 - редукционный клапан; 9 - шланг для подачи сжатого воздуха от компрессора смесительного агрегата; 10 - крышка; 11 - емкость заливщика; 12 - задние несущие колеса; 13 - трехколесная тележка; 14 - рычаг регулировки открытия клапана; 15 - пружина клапана; 16 - тяга выпускного клапана б) начальное или транспортное (рис. 2, б), соответствующее введению в него компонентов герметика и перемешиванию их до получения однородной массы. В этом положении уплотнительная крышка снята, а ось емкости занимает вертикальное положение. Техническая характеристика заливщика швов Емкость бака................................................ 45 л Давление сжатого воздуха при подаче мастики в шов................................ 0,5 - 2,5 ати Регулирование подачи мастики................ Коническим клапаном на выпускном отверстии и изменением давления воздуха Внутренний диаметр шланга, подводящего воздух от компрессора на агрегате к заливщику............................. 9 мм Скорость заливки........................................ 6 м/мин Количество колес....................................... 3 Переднее колесо.......................................... Металлическое с центральной ребордой Задние колеса.............................................. Обрезиненные Габариты (длина, ширина, высота).......... 1340´694´990 мм Масса........................................................... 142 кг 3. Комплект приспособлений для подготовки швов к заполнению включает: а) приспособление для очистки швов от щебня, песка и грунта, выполненное в виде стального крюка, отогнутого книзу. При перемещении рабочего органа вдоль шва одновременно в шов подается сжатый воздух, подведенный от компрессора смесительного агрегата к полой рукоятке приспособления. Такая комбинированная очистка шва (одновременно механическая и пневматическая) эффективна и проста; б) приспособление для очистки швов от песка и пыли, выполненное в виде вращающейся щетки с металлическим ворсом и полой рукоятки для сжатого воздуха, подводимого от компрессора. Щетка вращается от ходового колеса через функциональную передачу; в) приспособление для просушки влажной поверхности швов, выполненное в виде паяльной лампы, смонтированной на трехколесной тележке; г) приспособление для предохранения подготовленных к заполнению герметиком швов от повторного загрязнения и заполненных швов - от попадания влаги, выполненное в виде катушки с бумажным рулоном с войлочными и резиновыми роликами и бачка с клеем. Ширина наклеиваемой ленты 40 мм. Примечания: Чтобы избежать налипания тиоколового герметика на металлические поверхности оборудования внутренние стенки заливщика швов и лопасть смесительного агрегата за 15 - 20 мин до начала приготовления герметика следует смазывать 5 %-ным раствором полиизобутилена в бензине. 2. Качественное заполнение швов постигается при установившемся давлении в емкости заливщика и правильно выбранном в зависимости от ширины заполняемого шва типе сопла. 3. По окончании рабочей смены все внутренние поверхности заливщика швов, сопла и лопасти смесителя должны быть тщательно очищены от остатков герметика скребком. СОДЕРЖАНИЕ
|
|