Постановление Правительства РФ от 27 августа
1999 г. N 973
Об утверждении Временных правил организации
эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных
объектов и Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным
дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 "О дополнительных
мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26,
ст.3066) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые:
Временные
правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных
дорог и дорожных объектов;
Временные
правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и
дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
2. Правила организации
эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов,
относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила
определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным
объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
|
|
Российской Федерации
|
В.Путин
|
Москва
27 августа 1999 г.
N 973
Временные правила
организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и
дорожных объектов
1. Настоящие Временные
правила, разработанные во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 "О дополнительных
мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации",
устанавливают порядок передачи и организации эксплуатации на платной основе
федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
2. Настоящие Временные правила распространяются на
вновь создаваемые, находящиеся в стадии незавершенного строительства
(реконструкции), а также действующие федеральные автомобильные дороги общего
пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к
федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому
дорожному агентству (далее именуются - автомобильные дороги и дорожные
объекты).
3. Эксплуатация на
платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется при
наличии бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным
дорогам и дорожным объектам.
4. Решение об
эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов
принимается Правительством Российской Федерации.
5. Автомобильные
дороги и дорожные объекты передаются для эксплуатации на платной основе
юридическим лицам, в том числе организациям, подведомственным Российскому
дорожному агентству, которые могут обеспечить финансирование, строительство
(реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных объектов в
соответствии с установленными требованиями.
6. Передача в эксплуатацию на платной основе
автомобильных дорог и дорожных объектов юридическим лицам, за исключением
организаций, подведомственных Российскому дорожному агентству, осуществляется
по конкурсу на срок до 49 лет при сохранении их в федеральной собственности и оформляется
гражданско-правовым договором с учетом требований раздела IV настоящих Временных правил.
7. Подготовка и
внесение в Правительство Российской Федерации предложений о передаче и
организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов осуществляется Российским дорожным агентством.
При подготовке
указанных предложений Российское дорожное агентство руководствуется
президентской программой "Дороги России" на 1995 - 2000 годы,
Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в
Российской Федерации и принимаемыми в установленном порядке в их развитие
нормативными правовыми актами, а также учитывает предложения органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эксплуатации на платной
основе автомобильных дорог и дорожных объектов, находящихся на их территории.
8. Предложения
Российского дорожного агентства о передаче и организации эксплуатации на
платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов могут быть внесены как
по отдельным объектам, так и по группе объектов.
9. Предложение,
вносимое в Правительство Российской Федерации, должно включать следующие
документы:
а) письмо Российского
дорожного агентства, излагающее суть предложения;
б) документы о
согласовании, предусмотренном пунктом 11
настоящих Временных правил;
в) технико-экономическая
оценка целесообразности передачи и организации эксплуатации на платной основе
автомобильной дороги и дорожного объекта;
г) проект
соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
10.
Технико-экономическая оценка целесообразности передачи и организации
эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта
включает в себя:
а) основные сведения и технико-эксплуатационные
характеристики автомобильной дороги и дорожного объекта;
б) сведения о наличии
и состоянии автомобильных дорог и дорожных объектов для бесплатного
альтернативного проезда, о мероприятиях по обеспечению такого проезда;
в) сведения об
источниках финансирования строительства (реконструкции) и эксплуатации
автомобильной дороги и дорожного объекта, размере и эффективности привлекаемых
инвестиций, в том числе долевого финансирования из Федерального дорожного фонда
Российской Федерации;
г) предложения о
размере и порядке взимания платы за проезд, а также об использовании получаемых
средств;
д) сведения об
экологической безопасности автомобильной дороги и дорожного объекта;
е) перечень мер по
обеспечению безопасности дорожного движения;
ж) прогноз
социально-экономических результатов строительства и эксплуатации на платной
основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
11.
Предложения, вносимые Российским дорожным агентством в
Правительство Российской Федерации, должны быть согласованы в установленном
порядке с Министерством государственного имущества Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике,
Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся
автомобильная дорога и дорожный объект, передаваемые в эксплуатацию на платной
основе.
В случае, когда
передача и организация эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и
дорожного объекта связаны с использованием средств федерального бюджета или
средств инвесторов, получаемых под гарантии Правительства Российской Федерации,
указанные предложения согласовываются также с Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
12. Конкурсы на
передачу и организацию эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и
дорожных объектов проводит Российское дорожное агентство или уполномоченная им
организация в соответствии с положением о проведении конкурсов, утверждаемым
Российским дорожным агентством.
В состав конкурсной
комиссии наряду с представителями Российского дорожного агентства включаются
также представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории
которых находятся автомобильная дорога и дорожный объект.
13. Победитель
конкурса должен не позднее двадцати дней с даты завершения конкурса, если иное
не определено условиями конкурса, заключить с Российским дорожным агентством
или с уполномоченной им организацией договор о создании и эксплуатации на
платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
Передача автомобильной
дороги и дорожного объекта производится на основании заключенного договора и
оформляется актом, форма которого устанавливается Российским дорожным
агентством.
14. Платные
автомобильные дороги и дорожные объекты, строительство (реконструкция) которых
закончено, в установленном порядке принимаются в эксплуатацию комиссией, состав
которой утверждается Российским дорожным агентством.
15. Перевод в
эксплуатацию на платной основе действующих автомобильных дорог и дорожных
объектов может осуществляться только после проведения комплекса мероприятий по
улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния, условий проезда, повышению
безопасности дорожного движения.
IV. Договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной
дороги и дорожного объекта
16. Договор о создании
и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта
(далее именуется - договор) является смешанным договором, содержащим элементы
различных видов договоров, необходимые для согласования условий,
устанавливаемых настоящими Временными правилами.
Договор
предусматривает инвестиционные обязательства сторон, полномочия по управлению и
использованию федерального имущества, условия и порядок эксплуатации на платной
основе автомобильной дороги и дорожного объекта, порядок использования доходов
от эксплуатации, контроль за выполнением обязательств, иные права и
обязанности.
17. В договоре устанавливаются
следующие обязательные требования:
а) к организации,
передающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
передача принимающей
стороне имущественных и иных прав, необходимых для строительства
(реконструкции) и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и
дорожного объекта;
осуществление долевого
финансирования, обеспечение государственных гарантий, если таковые
предусмотрены условиями конкурса;
б) к организации,
принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
выполнение
инвестиционных обязательств, если таковые предусмотрены условиями конкурса;
использование
имущественных и иных прав, необходимых для строительства (реконструкции) и
эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
несение рисков,
включая материальную ответственность, в том числе рисков, связанных с
обеспечением безопасности движения на автомобильной дороге и дорожном объекте;
передача по окончании
срока действия договора платных автомобильной дороги и дорожного объекта в сеть
дорог общего пользования в состоянии, соответствующем стандартам и нормам
эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов;
целевое использование
принимаемого федерального имущества.
18. В договоре
указываются:
а) состав имущества,
передаваемого для организации эксплуатации на платной основе автомобильной
дороги и дорожного объекта, а также условия его передачи и использования;
б) условия создания и
функционирования объектов инфраструктуры и придорожного сервиса, в том числе
принадлежащих третьим лицам или создаваемых ими;
в) срок действия
договора;
г) согласованные
размеры и условия инвестирования в строительство (реконструкцию) и эксплуатацию
на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
д) условия и порядок
страхования рисков, предоставления банковских гарантий;
е) размер и условия
взимания платы за проезд;
ж) согласованные в
соответствии с условиями конкурса порядок и направления использования прибыли,
полученной от эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного
объекта;
з) согласованные в соответствии
с условиями конкурса предельный размер прибыли, которая остается в распоряжении
организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, и порядок
использования прибыли, получаемой сверх предельного размера;
и) порядок и условия
предоставления средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
к) требования к
транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильной дороги и дорожного
объекта, которые должны выполняться при их эксплуатации на платной основе;
л) график работ по
строительству (реконструкции) и обустройству автомобильной дороги и дорожного
объекта для эксплуатации на платной основе;
м) порядок
осуществления контроля за деятельностью организации, принимающей автомобильную
дорогу и дорожный объект, по строительству (реконструкции) и эксплуатации на
платной основе этой дороги и дорожного объекта;
н) гарантии
беспрепятственного доступа на платные автомобильную дорогу и дорожный объект
представителей дорожных органов, Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, других
органов, осуществляющих надзор и контроль за деятельностью на автомобильных
дорогах и дорожных объектах;
о) условия и порядок
передачи автомобильной дороги и дорожного объекта после окончания или прекращения
действия договора;
п) условия привлечения
подрядных организаций для строительства (реконструкции) и содержания
автомобильной дороги и дорожного объекта, эксплуатируемых на платной основе;
р) обязательства
организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, по
предоставлению соответствующей отчетности;
с) ответственность
сторон за невыполнение условий договора;
т) иные требования,
учитывающие условия конкурса и особенности автомобильной дороги и дорожного
объекта.
19. Примерный договор
утверждается Российским дорожным агентством.
Имущественные вопросы
этого договора согласовываются с Министерством государственного имущества
Российской Федерации.
20. Эксплуатация на
платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется
организацией, заключившей договор (далее именуется - эксплуатирующая
организация), в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации и условиями договора.
Ответственность этой
организации за содержание и эксплуатацию автомобильной дороги и дорожного
объекта, в том числе за безопасность дорожного движения, наступает с момента
подписания акта о передаче ей автомобильной дороги и дорожного объекта или акта
приемки построенной (реконструированной) автомобильной дороги и дорожного
объекта в эксплуатацию.
Эксплуатирующая
организация может выполнять соответствующие работы собственными силами и силами
организаций, привлекаемых на договорной основе.
21. Установление платы
за проезд, сбор и использование полученных средств осуществляются в
соответствии с Временными
правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и
дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
22. Права и обязанности эксплуатирующей организации
по установлению и изменению платы за проезд, сбору и использованию полученных
средств определяются в договоре.
23. Дорожные органы и
органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации в процессе строительства (реконструкции) и
эксплуатации платной автомобильной дороги и дорожного объекта в пределах своей
компетенции обеспечивают контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации, правил, стандартов и технических норм безопасности дорожного
движения.
24. Эксплуатирующая
организация обязана:
выполнять требования
законодательства Российской Федерации, стандартов и норм строительства и
содержания автомобильных дорог и дорожных объектов, безопасности дорожного
движения, правил охраны окружающей среды, а также условия договора и предписания
надзорных органов, выданные ими в пределах своей компетенции;
обеспечивать на
платных автомобильных дорогах и дорожных объектах бесплатный проезд
транспортных средств, предусмотренных Временными
правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и
дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
25. Органы,
уполномоченные осуществлять контроль за строительством (реконструкцией) и
содержанием автомобильных дорог и дорожных объектов, вправе в пределах своей
компетенции давать предписания, обязательные для эксплуатирующей организации.
26. Эксплуатирующие
организации несут в соответствии с законодательством Российской Федерации
ответственность за исполнение договоров, соблюдение стандартов и норм
строительства и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов,
требований безопасности дорожного движения и экологической безопасности, а
также прав пользователей автомобильных дорог и дорожных объектов.
27. Российское
дорожное агентство ведет перечень платных федеральных автомобильных дорог и
дорожных объектов в целях их государственного учета.
28. Эксплуатирующие
организации представляют в Российское дорожное агентство информацию для ведения
перечня платных федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов, а также
утвержденную в установленном порядке отчетность.
Временные правила определения стоимости проезда
по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых
за проезд средств
I. Общие положения
1. Настоящие Временные
правила, разработанные во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 "О дополнительных
мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской
Федерации", устанавливают порядок определения стоимости проезда по платным
автомобильным дорогам и дорожным объектам, а также использования средств,
взимаемых за проезд.
2. Настоящие Временные
правила распространяются на платные федеральные автомобильные дороги общего
пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к
федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому
дорожному агентству (далее именуются - автомобильные дороги и дорожные
объекты).
II. Основания для
введения платы за проезд
3. Проезд по
автомобильной дороге и дорожному объекту может быть платным только при наличии
бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим
автомобильным дорогам и дорожным объектам.
Плата за проезд по
платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за
обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и комфорт
движения.
4. Введение платы за
проезд осуществляется Российским дорожным агентством на основании решения
Правительства Российской Федерации об эксплуатации на платной основе
автомобильной дороги и дорожного объекта, а также договора о создании и
эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенного
согласно Временным
правилам организации эксплуатации на платной основе федеральных
автомобильных дорог и дорожных объектов.
5. Пользователь платных автомобильных дорог и
дорожных объектов оплачивает проезд по прейскуранту, действующему для данной
автомобильной дороги и дорожного объекта.
III. Организации,
уполномоченные осуществлять сбор платы за проезд
6. Плату за проезд по
платным автомобильным дорогам и дорожным объектам взимает организация,
эксплуатирующая соответствующие автомобильную дорогу и дорожный объект,
согласно договору о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной
дороги и дорожного объекта, заключенному с Российским дорожным агентством или с
уполномоченной им организацией.
IV. Освобождение от
платы за проезд
7. От платы за проезд
по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам освобождаются маршрутные
автобусы (кроме выполняющих международные и междугородные перевозки) и
оборудованные специальными сигналами специализированные транспортные средства,
принадлежащие:
скорой медицинской
помощи;
пожарной охране;
эксплуатационным
организациям дорожной службы;
аварийно-спасательным
службам;
милиции;
органам,
осуществляющим в установленном порядке контроль за эксплуатацией автомобильной
дороги и дорожного объекта.
От указанной платы
освобождаются также оборудованные специальными сигналами и (или) с особыми
государственными регистрационными знаками транспортные средства оперативных
служб органов государственной власти и организаций, перечень которых утверждается
Российским дорожным агентством.
V. Использование
средств, получаемых в виде платы за проезд
8. Средства, взимаемые
с пользователей платных автомобильных дорог и дорожных объектов, направляются
на следующие цели:
а) содержание и ремонт
платных автомобильных дорог и дорожных объектов, совершенствование организации
и безопасности дорожного движения;
б) управление платными
автомобильными дорогами и дорожными объектами;
в) выполнение
связанных с созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог и дорожных
объектов обязательств перед кредиторами;
г) возмещение затрат,
связанных со строительством (реконструкцией) и обустройством платных
автомобильных дорог и дорожных объектов;
д) формирование
прибыли организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный
объект.
9. На строительство,
ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования
направляется прибыль, получаемая сверх предельного размера прибыли, остающейся
в распоряжении организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и
дорожный объект.
Уплата налогов
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если
эксплуатация платных автомобильной дороги и дорожного объекта осуществляется
организацией, подведомственной Российскому дорожному агентству, средства,
взимаемые с их пользователей, подлежат зачислению в Федеральный дорожный фонд
Российской Федерации.
VI. Стоимость
проезда
10. Стоимость проезда
должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю
платных автомобильной дороги и дорожного объекта, и учитывать необходимость
полного, а когда это невозможно - частичного покрытия затрат на строительство
(реконструкцию) автомобильной дороги и дорожного объекта и затрат на их
эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей платные
автомобильную дорогу и дорожный объект.
Размер платы за проезд
определяется по методике, утверждаемой Российским дорожным агентством.
11. Методика расчета
размера платы должна исходя из преимуществ платных автомобильных дорог и дорожных
объектов обеспечивать учет плановых затрат и получение прибыли организацией,
эксплуатирующей указанные дороги и объекты.
12.
Преимущества пользователей платных автомобильных дорог и
дорожных объектов определяются:
экономией
эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платным
автомобильной дороге и дорожному объекту за счет снижения расхода
горюче-смазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по
другим статьям эксплуатационных затрат;
экономией времени
доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта движения и снижением ущерба
от дорожно-транспортных происшествий.
13. Плановые затраты
организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект,
включают в себя эксплуатационные расходы, расходы на выплату предусмотренных
законодательством Российской Федерации налогов, на возмещение затрат, связанных
со строительством (реконструкцией) и обустройством автомобильной дороги и
дорожного объекта для их эксплуатации на платной основе, затрат по обслуживанию
и погашению долговых обязательств, возникших в связи с финансированием
строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильной дороги и дорожного
объекта.
Расчет плановых
эксплуатационных затрат производится по действующим для дорожных организаций методикам
с учетом дополнительных затрат на эксплуатацию платных автомобильных дорог и
дорожных объектов.
14. Плата за проезд
дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности транспортных средств.
15. Максимальный размер платы за
проезд по платным автомобильной дороге и дорожному объекту не должен превышать
предельного (максимального) уровня, соответствующего расчетной величине
получаемой пользователями этих автомобильной дороги и дорожного объекта
экономии, в том числе указанной в пункте 12
настоящих Временных правил.
Максимальный размер
платы за проезд по платным автомобильной дороге и дорожному объекту и порядок
его пересмотра устанавливаются договором о создании и эксплуатации на платной
основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
16. Конкретный размер
платы за проезд устанавливается Российским дорожным агентством по представлению
организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, с
учетом потребительского спроса, определяемого в соответствии с методикой,
утверждаемой Российским дорожным агентством.
17. В случае если
установленный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам и
дорожным объектам обеспечивает покрытие плановых затрат и получение
организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект,
предельного размера прибыли, образующаяся дополнительная прибыль направляется
на строительство, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего
пользования в соответствии с условиями договора о создании и эксплуатации на
платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
В случае если
максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным
объектам, определенный в соответствии с пунктом
15 настоящих Временных правил, не обеспечивает покрытия плановых затрат и
получения прибыли организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и
дорожный объект, соответствующая часть эксплуатационных расходов и затрат на
строительство автомобильной дороги и дорожного объекта может финансироваться
Российским дорожным агентством в установленном порядке на условиях,
определяемых в договоре о создании и эксплуатации на платной основе
автомобильной дороги и дорожного объекта.
18. Прейскурант,
утвержденный руководителем организации, эксплуатирующей платные автомобильную
дорогу и дорожный объект, доводится до сведения пользователей с тем, чтобы они
могли заблаговременно принять решение о маршруте. В прейскуранте должна быть
ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие установление платы за
проезд.
Пересмотр размера
платы за проезд осуществляется в порядке, устанавливаемом Российским дорожным
агентством.
VII. Взимание платы
за проезд
19. Плата за проезд
взимается при въезде или выезде с платных автомобильных дорог и дорожных
объектов на специально оборудованных для этого пунктах.
20. Водитель
транспортного средства уплачивает в пункте взимания платы за проезд
кассиру-контролеру или через автоматическое устройство сумму в соответствии с
прейскурантом и после получения чека продолжает движение.
21. Плата за проезд
производится наличными, с помощью кредитных или абонементных карточек.