|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Л.С. Экслер гл. специалист ОАО "ЦНС"
ПОЛОЖЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА По решению заседания Межгосударственной научно технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, состоявшегося в г. Москве в ноябре-декабре 2004 г. осуществляется подготовка к реформированию межгосударственной системы нормативных документов в строительстве. Основные направления реформирования были одобрены на XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (октябрь 2005 г., г. Душанбе). Непосредственным поводом для реформирования системы явилось изменение в большинстве стран СНГ общей ситуации в области стандартизации и технического нормирования в связи с введением в действие новых законов в этой области. После распада СССР в каждой из стран СНГ начали создаваться национальные системы нормативных документов в области строительства, но основой их оставались утвержденные Госстроем СССР, а затем и Госстроем России строительные нормы и правила и стандарты. Образованный в 1994 г. Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ стал выполнять фактически роль региональной организации по стандартизации. Организация и координация соответствующих работ была возложена на Межгосударственную научно-техническую комиссию по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), которая подготовила введенный в действие в 1996 г. основополагающий документ "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения" (МСН 1.01-01-96). В этом документе, согласованном всеми странами СНГ, кроме Грузии и Республики Туркменистан, были установлены цели и принципы межгосударственной системы нормативных документов, виды нормативных документов, входящих в Системы, а также порядок их разработки и принятия. После 2001 г. во многих странах СНГ, в связи с вступлением или стремлением отдельных стран вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), были приняты новые законы (см. таблицу) в области стандартизации и технического нормирования (технического регулирования). Эти законы основываются на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого ВТО. Поэтому в них имеются общие для большинства стран положения, но и существенные различия в части принципов и форм технического регулирования. В результате сложилась новая ситуация, потребовавшая корректировки принятых ранее принципов системы межгосударственных нормативных документов. Новая ситуация характеризуется следующим: 1) Необходимость учета требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, согласно которому предусматривается разделение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к товарам, на две группы: технические регламенты - документы, в которых устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. стандарты - документы, утвержденные компетентным органом, которые содержат предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, применение которых не обязательно (документы для добровольного применения). 2) Необходимость учета требований ВТО по гармонизации стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к товарам, с международными и региональными стандартами. 3) Приостановление активной деятельности в области технического нормирования в строительстве Российской Федерации, в прежние годы бывшей основным разработчиком межгосударственных строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству. Это произошло в связи с введением в действие в 2003 г. Федерального закона "О техническом регулировании" и структурной перестройкой государственного управления технической политикой в области строительства. В то же время в большинстве стран СНГ пришли к выводу о необходимости сохранения основных особенностей действовавшей ранее системы нормативных документов в области строительства. В законах о стандартизации этих стран предусматривается, наряду с техническими регламентами и национальными стандартами, разработка нормативных документов (строительных норм, кодексов установившейся практики), в которых общие требования технических регламентов конкретизируются применительно к зданиям и сооружениям определенного назначения, строящимся в определенных климатических и иных условиях. Наличие таких нормативных документов неизбежно для строительства в силу особенностей строительной продукции как объекта технического регулирования. Одновременно в большинстве стран СНГ пришли к выводу о целесообразности сохранения системы межгосударственных нормативных документов в строительстве с учетом новых условий. На XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ принято в частности следующее решение: "Считать одной из важнейших задач сохранение и развитие системы межгосударственных нормативных документов в строительстве как основы для эффективного межгосударственного технического и экономического сотрудничества, осуществляемого с учетом интересов каждого государства и его населения". При этом предусмотрен пересмотр основных положений упомянутой системы с учетом новых условий. Цели системы и объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве При формулировании целей системы межгосударственных нормативных документов учитываются: - цели, провозглашенные в "новых законах о стандартизации", основанные на требованиях ВТО; - цели, традиционно относящиеся к стандартизации и техническому нормированию в строительстве, охватывающие более широкий круг вопросов, чем те, которые основаны на требованиях ВТО. Такой подход является следствием особенностей объектов стандартизации и технического нормирования в строительстве, к которым относятся: - планировка и застройка городских и сельских поселений; - здания, сооружения и прилегающие территории; - строительные материалы и изделия (промышленная продукция). Требования ВТО относятся в основном к товарам, т.е. к промышленной и сельскохозяйственной продукции (в том числе к строительным материалам и изделиям) и не могут быть непосредственно предъявлены к планировке и застройке городских и сельских поселений (которая вообще не может рассматриваться как продукция) и к объектам недвижимости, каковыми являются здания, сооружения и прилегающие территории (участки). Планировка и застройка городских и сельских поселений относится к компетенции центральной и местных властей в каждом государстве и целиком основывается на действующих в них законах. Здания и сооружения, прилегающие к ним территории (объекты недвижимости) являются непосредственно объектом строительства и могут рассматриваться как продукция (т.е. результат целенаправленной производственной деятельности), имеющая разные стадии жизненного цикла: инженерные изыскания и проектирование, возведение и благоустройство, эксплуатация и снос. Однако каждый объект недвижимости, возводимый на месте использования и технической эксплуатации, т.е. в конкретных условиях, является уникальным, и к нему не применимы процедуры постановки на производство, изготовления и испытания опытных образцов, оценки и подтверждения соответствия требованиям технических регламентов на стадии обращения, применяемые к промышленной продукции в соответствии с требованиями ВТО. В связи с этим проектная документация на здания и сооружения является объектом государственной экспертизы и согласования различных органов надзора. Проектная документация разрабатывается на основе соответствующих нормативных документов, которые, являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов, но сами, если они не утверждаются в качестве технических регламентов, в соответствии с требованиями ВТО не являются обязательными и могут иметь характер документов для добровольного применения. Сказанное выше относится также к нормам, используемым при возведении зданий и сооружений и при их эксплуатации. Для подтверждения соответствия возведенных или эксплуатируемых строительных объектов требованиям технических регламентов неизбежно использование прошедшей экспертизу проектной документации и технологических норм, разработанных в развитие требований технических регламентов в форме строительных и эксплуатационных норм и правил. Необходимо также подчеркнуть, что перечень обязательных требований к продукции, который в большинстве государств СНГ включает, в соответствии с установками ВТО, требования безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды, далеко не исчерпывает нормируемые традиционно характеристики зданий и сооружений. Учитывая длительные сроки службы зданий и сооружений, к числу нормируемых необходимо относить также характеристики, обеспечивающие надежность и эксплуатационную пригодность в течение всего срока эксплуатации строительного объекта. Не входя в число обязательных требований, перечень которых установлен законами о стандартизации, такие характеристики должны включаться в строительные нормы или кодексы установившейся практики и соответственно в межгосударственные строительные нормы. Таким образом, к общим целям системы межгосударственных нормативных документов в строительстве следует относить: нормативное обеспечение безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды при производстве и использовании строительных материалов и изделий и при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений; нормативное обеспечение эксплуатационной пригодности зданий и сооружений на всех стадиях их жизненного цикла. Для выполнения этой цели требуется: выработка единого для стран СНГ подхода к определению перечня обязательных требований технических регламентов по вопросам безопасности строительной продукции, принимаемых в разных странах в соответствии с действующим в них законодательством; разработка межгосударственных строительных норм, которые должны служить основой строительных норм или кодексов установившейся практики, принимаемых органами государственного управления строительством в разных странах. При этом в полном объеме должна продолжаться разработка новых и обновление действующих межгосударственных стандартов на строительные материалы и изделия и на методы контроля и испытаний различных видов строительной продукции. Мероприятия по реформированию системы межгосударственных нормативных документов в области строительства а) Технические регламенты На упомянутом выше XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, учитывая различия в законодательстве разных стран, принято решение о нецелесообразности разработки межгосударственных технических регламентов. В то же время, задачу обеспечения координации между требованиями технических регламентов разных стран как основы для разработки единых методов оценки соответствия строительной продукции предъявляемым к ним обязательным требованиям, предусмотрено решать путем разработки модельных технических регламентов, содержащих перечни характеристик объектов технического регулирования для включения в технические регламенты на строительную продукцию отдельных стран. Учитывая опыт Европейской комиссии по стандартизации (СЕН), целесообразно требования к защите жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды при строительстве, использовании, технической эксплуатации и сносе зданий и сооружений включить в один общий технический регламент "О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий". Перечень требований, подлежащих включению в такой технический регламент в разных странах СНГ, должен быть установлен в соответствующем модельном техническом регламенте. Разработчики и сроки разработки этого документа, а также порядок его согласования со всеми членами МНТКС должны быть установлены на этой комиссии. При необходимости в разных странах могут дополнительно разрабатываться специальные технические регламенты по вопросам безопасности отдельных видов строительных сооружений. Вопрос о целесообразности разработки модельных технических регламентов по соответствующим темам может быть обсужден и решен только после принятия в большинстве стран общих технических регламентов с учетом упомянутого модельного технического регламента. б) Межгосударственные нормативные документы по строительству Целесообразно сохранить установленный МСН 1.01-01-96 порядок разработки, одобрения и применения межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству. В то же время после введения в действие технических регламентов должен быть изменен подход к формированию содержания и определению перечня подлежащих разработке и переработке этих документов, поскольку часть содержания ныне действующих строительных норм несомненно будет включена в технические регламенты. Кроме того, нормируемые требования к безопасности конкретных видов объектов нормирования должны формулироваться таким образом, чтобы включающие их нормы могли рассматриваться в качестве доказательной базы соответствия объектов требованиям технических регламентов. Особо следует подчеркнуть, что создание и развитие системы межгосударственных нормативных документов в области строительства не должно противоречить интересам каждой из стран СНГ, а также создавать препятствия стремлению отдельных стран к гармонизации национальной нормативной базы с нормативными документами Европейского Союза и других региональных организаций, а для государств - членов ВТО - выполнению обязательств, налагаемых этой организацией.
Основные положения законов о стандартизации и техническом нормировании, действующих в странах СНГ
|
|