|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ) РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫИНСТРУКЦИЯ РД-03-33-2003Москва 2006
РД-03-33-2003 СОДЕРЖАНИЕ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Инструкция по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии (далее - Инструкция) устанавливает требования к организации и осуществлению надзора за деятельностью организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям (далее - организации) при выполнении строительно-монтажных работ* на ядерных установках (кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных средств), радиационных источниках, пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищах радиоактивных отходов (далее - ОИАЭ). ____________ * Строительно-монтажные работы - комплекс видов работ по строительству, включающий общестроительные работы, монтаж технологического оборудования и трубопроводов, монтаж электротехнических устройств и систем автоматизации. 2. Инструкция разработана на основании Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98). 3. Инструкция обязательна для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ. 4. Инструкция может быть использована при организации и осуществлении надзора за деятельностью организаций по выполнению ремонтных и наладочных работ при модернизации, реконструкции и ремонте ОИАЭ. II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА.5. При организации надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98. 6. Предметами надзора за выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ являются: а) соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ; б) соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ; в) обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов и рабочих, выполняющих строительно-монтажные работы; г) выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии. 7. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора за строительно-монтажными работами являются: - Конституция Российской Федерации; - федеральные законы; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; - Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности; - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы, устанавливающие требования к качеству строительно-монтажных работ; - условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии; - постановления, приказы и указания Госатомнадзора России; - руководящие документы Госатомнадзора России. Перечень документов, рекомендуемых для применения при осуществлении надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ, приведен в приложении к Инструкции. 8. Деятельность по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ включает: а) получение от организаций информации об обеспечении качества при выполнении строительно-монтажных работ и ее анализ; б) проведение инспекций деятельности организаций и анализ их результатов; в) применение санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Госатомнадзора России; г) проверку в организациях соблюдения установленного порядка подготовки и проверки знаний норм и правил у специалистов, допуска специалистов к работе, наличие у них соответствующих документов, а также участие в работе комиссии организации по проверке знаний норм и правил у руководителей и специалистов этих организаций; д) проверку в организациях соблюдения требований норм и правил при аттестации рабочих и специалистов, а также аттестации технологии сварки. 9. Результаты надзорной деятельности следует систематически обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при выполнении строительно-монтажных работ на ОИАЭ. С этой целью необходимо вести учет и анализировать причины дефектов, нарушений и отступлений, выявленных при выполнении строительно-монтажных работ. 10. Надзор за строительно-монтажными работами осуществляют: - структурные подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России при проведении комплексных инспекций деятельности эксплуатирующих организаций; - межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа); - отделы по надзору и отделы инспекций межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России (далее - отделы округов). III. НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ РАБОТАМИ.11. При осуществлении надзора за строительно-монтажными работами отделы округов должны получать от организаций и анализировать следующую информацию об обеспечении качества выполнения строительно-монтажных работ: а) количество и характер влияющих на качество строительно-монтажных работ отступлений от требований проектной и технологической документации; б) количество и характер отступлений при выполнении строительно-монтажных работ от требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих трёбования к качеству выполнения строительно-монтажных работ; в) количество и характер замечаний организаций, осуществляющих авторский надзор, замечаний и рекламаций от эксплуатирующих организаций на качество выполнения строительно-монтажных работ, включая информацию об авариях; г) меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений. Требования к представлению вышеперечисленной информации устанавливаются в условиях действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России (его территориальными органами). 12. По результатам анализа полученной информации следует определять: - причины и условия появления нарушений требований нормативной документации; - эффективность мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных отступлений и нарушений от требований нормативной документации. 13. Отделы округов по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры: а) подготавливают информационные письма в эксплуатирующие организации; б) планируют в установленном в округе порядке и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушения требований к обеспечению качества при выполнении строительно-монтажных работ; в) выдают в установленном порядке предписания ответственным должностным лицам организаций; г) подготавливают предложения по корректировке условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России организациям на право выполнять работы и оказывать услуги эксплуатирующим организациям. 14. По всем предметам надзора, приведенным в пункте 6 настоящей Инструкции, за строительно-монтажными работами выполняемыми, организациями, округом проводятся следующие виды инспекций: а) инспекции деятельности организации по выполнению строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями проекта ОИАЭ, при этом в состав комиссии включать представителя эксплуатирующей организации. Результаты инспекции должны быть переданы в эксплуатирующую организацию для принятия мер. б) инспекции квалификации (аттестации) специалистов и рабочих, занимающихся вопросами обеспечения качества и качественным выполнением строительно-монтажных работ; в) инспекции выполнения условий действия лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданных Госатомнадзором России; г) инспекции качества строительно-монтажных работ с применением технических средств с целью подтверждения требуемого (проектной и нормативной документацией) качества выполненных (смонтированных) строительных конструкций, систем, оборудования и трубопроводов. Такие инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях организация уведомляется заранее (не менее чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями требований к обеспечению качества строительно-монтажных работ, наличием замечаний и рекламаций эксплуатирующих организаций к качеству выполненных строительно-монтажных работ и по результатам обработки и анализа полученной информации. 15. По объему проверяемых вопросов инспекции деятельности организаций могут быть целевыми и оперативными. Целевая инспекция предусматривает проверку вопросов обеспечения качества работ одной или нескольких организаций по виду выполняемых строительно-монтажных работ на различных этапах строительства ОИАЭ. Оперативная инспекция предусматривает периодическую проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на рабочих местах, в подразделениях организаций с целью оперативного принятия мер по предупреждению и устранению отступлений, нарушений и недостатков. Целевые инспекции проводятся при выдаче лицензий и периодически не реже чем 1 раз в 3 года продолжительностью не более 5 календарных дней. Оперативные инспекции проводятся не реже чем 1 раз в полгода продолжительностью не более 1 календарного дня. Подготовка к проведению инспекций, проведение инспекций и оформление их результатов осуществляются в порядке, определенном соответствующими разделами главы VI РД-03-43-98 и в соответствии с графиком производства работ. 16. Инспекции деятельности организаций по выполнению строительно-монтажных работ осуществляются округами: - при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям; - при сопровождении выданных Госатомнадзором России вышеуказанных лицензий. Инспекции деятельности при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензии Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям, при изменении условий ее действия проводятся с целью проверки обеспечения качества строительно-монтажных работ непосредственно на объекте ведения заявленной деятельности, проверки достоверности и достаточности представленной информации, проверки наличия у заявителя условий и возможностей для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ. Инспекции деятельности при сопровождении выданных Госатомнадзором России лицензий проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензий, подтверждения полноты и достоверности представленной им в Госатомнадзор России информации, принятия организацией необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении качества строительно-монтажных работ. 17. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации (с комплектом документов, обосновывающих способность обеспечения качества при выполнении строительно-монтажных работ) в рабочую программу проведения инспекции включают проверку следующих вопросов: - выполнение постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России; - достоверность представленной в Госатомнадзор России информации; - функционирование действующей в организации системы обеспечения качества; - полнота перечня норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ; - порядок разработки и внедрения технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ и контроль их качества, а также обеспечение ею рабочих мест; - метрологическое обеспечение выполнения строительно-монтажных работ; - наличие и исправность технологического оборудования, испытательных средств, оснастки и приспособлений, лабораторных приборов и мерительного инструмента; - организация входного контроля, хранения и запуска в производство материалов конструкций и издёлий; - порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм; - порядок проверки знаний норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков проверки знаний; - организация введения в действие и выполнение условий действия лицензий Госатомнадзора России. Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных видов работ, подлежащих лицензированию, и условий деятельности организации. 18. Рабочая программа инспекции деятельности при рассмотрении заявления организации об изменении условий действия лицензии Госатомнадзора России составляется с учетом специфики предлагаемых изменений. Рабочая программа утверждается в установленном округом порядке. 19. При сопровождении лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ, и предоставления услуг эксплуатирующей организации объем вопросов, включаемых в рабочую программу инспекции, определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о состоянии обеспечения качества строительно-монтажных работ. Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку: - выполнения ранее выданных предписаний органов Госатомнадзора России; - выполнения постановлений, указаний и решений Госатомнадзора России по вопросам обеспечения качества строительно-монтажных работ; - функционирования системы обеспечения качества выполняемых работ; - наличия и выполнения программы обеспечения качества по конкретному (проверяемому) виду строительно-монтажных работ; - деятельности служб контроля качества (службы технического надзора заказчика, службы технического контроля, строительной лаборатории, технической инспекции, геодезической службы и т.д.) и деятельности руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения качества; - соответствия объема и методов контроля качества при выполнении строительно-монтажных работ требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству; - состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации; - состава и деятельности комиссии по проверке знаний норм и правил у руководителей и специалистов; выборочную проверку их знаний; - состава и деятельности постоянно действующей комиссии по аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других профессий; - состояния рабочих мест организации, подтверждающую: наличие у персонала удостоверения с отметкой о проверке знаний норм и правил и соответствие его квалификации выполняемой работе; наличие нормативной, проектной, технологической и другой необходимой документации; соответствие условий хранения основных, сварочных, предназначенных для дефектоскопии и других материалов требованиям норм и правил, наличие сертификатов и другой сопроводительной документации, а также документации входного контроля; соответствие состояния вспомогательного оборудования, оснастки, приспособлений, приборов и аппаратуры, применяемых при выполнении строительно-монтажных работ и контроле их качества, проекту производства работ (ППР) или технологической документации; организацию ремонта и обслуживания этих технических средств, ведение отчетно-учетной документации, наличие паспортов и инструкций; качественное ведение монтажа оборудования, трубопроводов, аппаратуры, систем, строительных конструкций (изготовление строительных конструкций систем, важных для безопасности ОИАЭ) и соответствие его требованиям норм и правил; правильность отбора проб и сварки, контрольных образцов. 20. Инспекции квалификации (аттестации) работников, занимающихся вопросами обеспечения качества при выполнении строительно-монтажных работ, включают: - проверку организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников; - порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм; - порядок проверки знаний норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков проверки знаний; - участие - представителей Госатомнадзора России в работе экзаменационных комиссиях организаций по проверке знаний работников. IV. САНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ.21. Применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. V. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ РАБОТАМИ.22. Учет и анализ результатов надзора за строительно-монтажными работами возлагаются на отделы по надзору и отделы инспекций округов. 23. Учету и анализу подлежат следующие документы: - акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций; - информация организаций об обеспечении качества выполнения строительно-монтажных работ; - информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России; - материалы по применению санкций Госатомнадзора России. 24. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения требований к обеспечению качества строительно-монтажных работ, должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, условий действия лицензий Госатомнадзора России. 25. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения: - степени их влияния на обеспечение качества строительно-монтажных работ; - видов работ, при выполнении которых не исключены подобные нарушения; - причин и обстоятельств, приведших к нарушениям; - достаточности и эффективности, принятых мер по исключению подобных нарушений; - достаточности и эффективности применяемых санкций. 26. Результаты анализа надзора за строительно-монтажными работами представляются округами в центральный аппарат Госатомнадзора России в порядке, установленном Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-2001). 27. Результаты анализа деятельности по надзору за строительно-монтажными работами необходимо использовать: - при составлении рабочих программ проведения инспекций; - при составлении планов проведения инспекций; - при организации и проведении целевых и оперативных инспекций (в том числе внеплановых) деятельности других организаций. ПриложениеПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ,
|
|