|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Постановление Госстандарта России
«О принятии и введении в действие Правил сертификации»
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет: 1. Принять «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации». 2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России. 3. Правила ввести в действие в установленном порядке.
Председатель
Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации
(с изменениями от 5 июля 2002 г.)
Зарегистрировано в Госреестре Госстандарта России
Зарегистрировано Министерством юстиции
Введены в действие с 18 июня 1998 г.
Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг. Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, № 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4) и «Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации» (утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. № 3, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, № 6, стр. 5). I. Общие положения1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации. 1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации. 1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг). 1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении. Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. II. Требования к документам,
|
Номер схемы |
Оценка выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
|
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
|
Анализ состояния производства |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль состояния производства |
|
Оценка организации (предприятия) |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль соответствия установленным требованиям |
|
Оценка системы качества |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль системы качества |
|
- |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами |
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг |
|
Оценка системы качества |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами |
Контроль системы качества |
2. Применение схем сертификации
2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера – ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.)
2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другим, а также их соответствие установленным требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном и мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют пи наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.
2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и другая документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
|