Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 25 октября 2007 г. N 729
"Об утверждении и
введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях,
осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 15 января 2008
г. прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с
указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007).
Руководитель
К.Б.
Пуликовский
Содержание
Введена в действие с 15 января 2008 г.
1. Типовая программа целевой инспекции системы
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов *(1)
в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее
- Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
11.10.97 N 1298, Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.2004 г. N
401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организации (НП-067-05)
(далее - Основные правила), Положением о государственном учете и контроле
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации,
утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от
10.12.99 N 761.
По-видимому, в тексте предыдущего
абзаца допущена опечатка. Дату названного Положения N 761 следует читать как
"от 11.10.99"
2. Типовая программа предназначена для
работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба),
организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих
обращение с указанными веществами и отходами (далее в соответствующих случаях -
целевые инспекции или целевая инспекция).
Указанная выше программа определяет основные
направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке
по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих
программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих
случаях - рабочие программы или рабочая программа).
3. При определении объема целевой инспекции
следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным
в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом
конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы,
принявшее решение о ее проведении.
4. Целевая инспекция может предусматриваться как
в масштабе организации осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и
радиоактивными отходами *(2),
так и в масштабе ее отдельных подразделений.
5. Каждая целевая инспекция организуется и
проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и
календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим
указаниям, изложенным в приложениях
N 1 и 2
к настоящей Типовой программе.
6. В процессе целевой инспекции назначенные для
ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными
нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами,
регламентирующими вопросы учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и
радиоактивных отходов (РАО) в организациях.
7. Устанавливаются следующие основные
направления целевой инспекции:
7.1. Правомочность организации осуществлять
деятельность, связанную с производством, образованием, использованием,
переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
7.2. Нормативная и
организационно-распорядительная документация в организации.
7.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и
РАО в организации.
7.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
7.5. Система измерений РВ и РАО и программа
контроля качества измерений.
7.6. Передача РВ и РАО.
7.7. Инвентаризация РВ и РАО.
7.8. Учетные и отчетные документы.
7.9. Подготовка и допуск работников (персонала),
осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
7.10. Организация и осуществление контроля РВ и
РАО в организации.
7.11. Выполнение работ по устранению нарушений,
отмеченных в актах и предписаниях Службы.
7.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе
с применением технических средств.
8. В части, относящейся к направлению
"Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с
производством, образованием, использованием, переработкой, хранением,
захоронением, транспортированием РВ и РАО", проверке подлежат:
8.1. Лицензии Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов
деятельности в области использования атомной энергии *(3).
9. В части, относящейся к направлению
"Нормативная и организационно-распорядительная документация в
организации", проверке подлежат *(4):
9.1. Положение о службе, осуществляющей учет и
контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему
государственного учета и контроля РВ и РАО.
9.2. Инструкция по учету и контролю
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
9.3. Инструкции по учету и контролю
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения.
9.4. Приказы о назначении должностного лица,
ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных
за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении, и должностные инструкции
этих лиц.
9.5. Акт о проведении первичной инвентаризации
РВ и РАО.
9.6. Должностные инструкции работников,
осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
Перечисленные в настоящем пункте
организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия,
правильности оформления (подписания согласования, утверждения), соответствия
изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных
правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области
использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных
организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка
выполнения изложенных в нем требований на практике.
10. В части, относящейся к направлению
"Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации",
проверке подлежат:
10.1. Наличие у организации РВ и РАО, подлежащих
государственному учету и контролю.
10.2. Наличие у организации РВ, подлежащих учету
и контролю в организации.
10.3. Обоснованность и своевременность
постановки на государственный учет РВ и РАО и снятия их с государственного
учета.
11. В части, относящейся к направлению
"Меры контроля доступа к РВ и РАО", проверке подлежат:
11.1. Программа применения и обращения с
устройствами индикации вмешательства (УИВ).
11.2. Соответствие используемых организацией УИВ
требованиям Основных
правил и национальных стандартов.
11.3. Документы (формы, порядок ведения,
соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в
период между последовательными инвентаризациями.
11.4. Выборочно - наличие и правильность
установки УИВ.
11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ
(получение, хранение, применение, списание и т.п.).
11.6. Соблюдение предусмотренного порядка
допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
12. В части, относящейся к направлению
"Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений",
проверке подлежат:
12.1. Программа контроля качества измерений РВ и
РАО.
12.2. Программы измерений РВ и РАО.
12.3. Перечни технических средств и методик
выполнения измерений.
12.4. Методики выполнения измерений.
12.5. Формы представления результатов измерений.
12.6. Свидетельства о метрологической аттестации
стандартных образцов.
12.7. Наличие и выполнение графиков
ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств
измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов.
12.8. Соблюдение требований калибровки средств
измерений с использованием соответствующих стандартов.
12.9. Наличие и выполнение графиков технического
обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО.
12.10. Наличие в организации средств измерений и
образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов
измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.
12.11. Работоспособность средств измерений,
находящихся в организации.
13. В части, относящейся к направлению
"Передача РВ и РАО", проверке подлежат:
13.1. Документы, регистрирующие передачи РВ от
ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на
другую или между сменами.
13.2. Документы, регистрирующие передачи РАО
ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения
из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между
подразделениями.
13.3. Порядок оформления и содержание
сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные
источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между
организацией-отправителем и организацией-получателем.
13.4. Своевременность и порядок оформления
(регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении
процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями).
13.5. Своевременность, полнота и порядок
представления организацией-получателем информации об обнаружении утраты,
хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи
(излишка) РВ и (или) РАО.
14. В части, относящейся к направлению
"Инвентаризация РВ и РАО", проверке подлежат:
14.1. Акт о проведении первичной инвентаризации.
14.2. Соблюдение сроков проведения плановых
инвентаризаций.
14.3. Инструкции и методики, определяющие
правила и процедуры проведения инвентаризации в организации.
14.4. Приказы руководителя организации о
проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.
14.5. Список наличного количества РВ и РАО.
14.6. Акты инвентаризационных комиссий о
проведении предыдущих плановых инвентаризаций.
14.7. Результаты подтверждающих измерений
характеристик РВ и РАО.
14.8. Состояние УИВ.
14.9. Своевременность, полнота и порядок
представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и
(или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в
ходе инвентаризации.
14.10. Соблюдение установленного процесса
проведения инвентаризации.
14.11. Фактическое наличие РВ и РАО.
15. В части, относящейся к направлению "Учетные
и отчетные документы", проверке подлежат:
15.1. Наличие утвержденных форм учетных
документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАО в соответствии с
установленными требованиями.
15.2. Ведение учетных документов в соответствие
с применяемыми процедурами.
15.3. Соблюдение установленного срока хранения
учетных документов.
15.4. Правильность, достоверность заполнения и
своевременность представления в информационные центры форм оперативной
отчетности за организацию, а также форм федерального государственного
статистического наблюдения.
16. В части, относящейся к направлению
"Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и
контроль РВ и РАО", проверке подлежат:
16.1. Документ, устанавливающий в организации
порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и
РАО.
16.2. Документ, устанавливающий в организации
порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных
категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению
должностных обязанностей.
16.3. Документы, в которых зарегистрированы
результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для
различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к
выполнению должностных обязанностей.
16.4. Разрешения на право ведения работ по учету
и контролю РВ и РАО в организации.
16.5. Документы, подтверждающие допуск
должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением
работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.
17. В части, относящейся к направлению
"Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации",
проверке подлежат:
17.1. Наличие в организационно-распорядительных
документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по
осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО.
17.2. Выполнение должностными лицами организации
установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО.
17.3. Принятые меры по результатам контроля за
учетом РВ и РАО и их выполнение.
18. В части, относящейся к направлению
"Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и
предписаниях Службы" проверке подлежат:
18.1. Наличие, содержание и выполнение планов
мероприятий по устранению выявленных нарушений.
18.2. Представление надзорным (контрольным)
органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
19. В части, относящейся к направлению
"Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических
средств", проверке подлежат:
19.1. Соответствие количества и местонахождения
учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации.
19.2. Атрибутные признаки и состояние учетных
единиц, соответствие их сведениям в учетной документации.
19.3. Целостность, правильность установки и
соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб
Службы), зарегистрированных в соответствующих документах.
При установлении наличия РВ и РАО должны
предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАО и при
необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО.
_____________________________
*(1) Далее целевая инспекция системы учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется - целевая
инспекция.
*(2) Далее организация, осуществляющая обращение
с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, именуется - организация
*(3) Под лицензиями Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также
ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной
безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.
*(4) При
проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений,
инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.
Зарегистрировано Федеральной службой по
экологическому,
технологическому
и атомному надзору 30 октября 2007 г.
Регистрационный
N 527
Приложение
N 1
1. Рабочая программа целевой инспекции (далее -
рабочая программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе
перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из
имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля РВ и
РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации
о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО и т.д.) с обязательным учетом
фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой
организации.
2. В рабочей программе должны быть определены:
2.1. Наименование рабочей программы.
2.2. Сроки проведения инспекции.
2.3. Цели проведения инспекции.
2.4. Направления проведения инспекции и перечни
подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.
2.5. Перечень структурных подразделений и служб
организации, подлежащих инспектированию.
2.6. Состав информации, которая должна быть
подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена
комиссии в установленный программой срок.
3. В части инспектирования системы учета и
контроля РВ и РАО в целом в организации в рабочую программу следует включать
следующие направления:
3.1. Правомочность организации осуществлять
деятельность, связанную с производством, образованием, использованием,
переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
3.2. Нормативная и
организационно-распорядительная документация в организации.
3.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и
РАО в организации.
3.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
3.5. Система измерений РВ и РАО и программа
контроля качества измерений.
3.6. Передача РВ и РАО.
3.7. Инвентаризация РВ и РАО.
3.8. Учетные и отчетные документы.
3.9. Подготовка и допуск работников (персонала),
осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
3.10. Организация и осуществление контроля РВ и
РАО в организации.
3.11. Выполнение работ по устранению нарушений,
отмеченных в актах и предписаниях Службы.
3.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе
с применением технических средств.
4. В части инспектирования системы учета и
контроля РВ и РАО в подразделении в рабочую программу следует включать
следующие направления:
4.1. Постановка на учет и снятие с учета РВ и
РАО.
4.2. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
4.3. Система измерений РВ и РАО.
4.4. Инвентаризация РВ и РАО.
4.5. Установление наличия РВ и РАО, в том числе
с применением технических средств.
5. Предусматриваемые в рабочей программе
мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения
инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности,
радиационной безопасности и мер по защите информации.
6. Рабочую программу составляет руководитель,
назначенный для проведения инспекции (далее - руководитель комиссии) или по его
поручению - один из ее членов.
7. Рабочую программу подписывает руководитель
комиссии, утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении
целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление рабочей
программы в инспектируемую организацию.
Приложение
N 2
1. Календарный план целевой инспекции (далее -
календарный план) составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по
порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки;
место проведения проверки; Ф.И.О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос;
Ф.И.О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение
проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.
2. Кроме проверяемых вопросов в календарный план
инспекции должны быть включены:
2.1. Проведение руководителем комиссии
организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на
котором осуществляется:
а) представление членов комиссии и должностных лиц
организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;
б) доведение целей, задач и сроков проводимой
инспекции, решение организационных вопросов;
в) уточнение плана проведения инспекции (какие
члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);
г) заслушивание информации от должностных лиц
инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по
вопросам, указанным в программе инспекции.
д) уточнение состояния системы учета и контроля
РВ и РАО по ранее представленной информации.
2.2. Проведение руководителем комиссии
ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о
проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок
выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.
2.3. Доведение до представителя организации,
ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за
прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.
2.4. Составление акта о результатах инспекции,
предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых)
правонарушении(ях).
2.5. Доведение до представителей организации,
ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля РВ и РАО, проектов
акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе
работы комиссии нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов.
2.6. Доведение до руководителя организации
результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.
3. Календарный план составляется руководителем
комиссии или по его поручению - одним из ее членов и подписывается
руководителем комиссии перед ее проведением и может корректироваться по
результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.