|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
СССРМИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТвАГЛАВТРАНСПРОЕКТМосковский государственный ордена Трудового
Красного Знамени проектно-изыскательский институт
транспортного строительства
|
|
(1) |
где n - количество частных определений параметра.
Градиент изменчивости τ вдоль направления ИI (см. рис. 1) между I и II ключевыми площадками определяют по формуле:
|
(2) |
где А - расстояние между ключевыми площадками по ЛСЗ.
Среднее значение параметра П на удалении ах от первой ключевой площадки:
Схема полосы изменчивости параметра "П" инженерно-геологических объектов одного вида
Рис. 1.
I и II-ключевые площадки,
ИI и И2 - взаимоперпендикулярные направления изменчивости,
O1 и O2- центральные точки ключевых площадок,
ЛСЗ - линия средних значений параметра "П",
A - расстояние методу центральными точками ключевых площадок,
ах и bх - относительные координаты точки X.
|
(3) |
Расчетное значение параметра в точке x, удаленной на расстояние bx от ЛСЗ и на расстояние ax от первой ключевой площадки, рассчитывается по формуле
|
(4) |
где - градиент изменчивости по направлению И2 на расстоянии ах от первой ключевой площадки.
Величина градиента по направлению И2 может меняться по направлению И1 (от I до II ключевых площадок), тогда модуль изменчивости градиента ; будет равен
|
(5) |
где - градиенты изменчивости по направлению И2
на I и II ключевых площадках, тогда значение градиента по направлению И2 на удалении ах от I ключевой площадки
|
(6) |
Градиент изменчивости по заданному направлению (в нашем случае направление И2) рассчитывается либо по методу средних градиентов, либо по методу наименьших квадратов [5]. Пример использования метода средних градиентов приведен на рис. 2. Точки 1-10 - места получения частных значений параметра П (точки опробования, замеров), прямая 2-2 (направление И2 ) - изучаемое направление изменчивости, в нашем случае перпендикулярное ЛСЗ или направлению И1, - наносится таким образом, чтобы справа и слева от нее было примерно одинаковое количество точек определения частных значений параметра П.
Схема ключевой площадки с планом информативных точек (скважин)
Рис. 2
Числитель - номер скважины, знаменатель - значение параметра "П" в информативной точке, 1-10 - проекции информативных точек на направление изменчивости И (2-2), за начало отсчёта (0) принято пересечение прямой 2-2 с границей поля.
Проектируя точки 1-10 на линию 2-2, получаем систему точек 1 - 10 на одной прямой. Частные градиенты изменчивости
по направлению И2 имеют вид:
|
(7) |
где и - частные значения параметра П в точках i и i +1
() - расстояние между проекциями точек i и i +1 на прямую 2-2. Тогда средний градиент изменчивости по направлению И2
|
(8) |
По методу наименьших квадратов градиент изменчивости по направлению И2 (2-2)определяется по формуле:
|
(9) |
где bi - расстояние между произвольно выбранной точкой начала отсчета на линии 2-2 и проекцией информативной точки на ту же линию;
Пi - точное значение параметра в информативной точке (частное значение параметра).
Обязательным условием успешного применения аэро- и космофотодешифрирования является выявление закономерных взаимосвязей между внутренним строением земной поверхности и ее внешним обликом, отраженным на аэро- и космофотоматериалах. Эти закономерности выявляют на всех этапах дешифрирования, но наиболее полно - при полевом изучении объекта, его строения, внешних признаков-индикаторов и их отображения на фотоматериалах (стереомодели). В результате исследований на ключевых участках должны быть составлены каталоги типичных стереомоделей всех инженерно-геологических объектов, образующих территорию работ, и их максимально полных инженерно-геологических характеристик [6] .
Эталонным аэроснимком и космоснимком (эталонный стереомоделью) называется снимок, на котором изображен эталонной объект, обладающий как типичными внешними (физиономическими) свойствами или дешифровочными признаками, видимыми на аэро- или космоснимке, так и типичным (т.е. закономерно повторяющимся на аналогичных объектах) внутренним строением (в частности, инженерно-геологическими условиями).
Основой картирования сложного комплекса природных условий при инженерно-геологическом изучении территории является, как было сказано выше, ландшафтно-индикационный метод, при котором внешние элементы ландшафта (рельеф, гидросеть, растительность и т.д.) используются для изучения его внутреннего (геологического и криогенного) строения, современных геологических процессов, распределения грунтовых вод, состава, состояния и некоторых водно-физических свойств грунтов. Картирование внешних элементов ландшафта и их совокупностей при наличии данных о связи этих элементов с внутренним строением, выявленным на ключевых участках, позволяет путем интерпретации и экстраполяции получить достоверные сведения об инженерно-геологическом, гидрогеологическом и геокриологическом строении изучаемой территории.
Ландшафтно-индикационный метод может быть использован как при наземном картировании, так и при картировании с применением МКС и MAC.
Эталонные космо- и аэрофотоснимки по своим параметрам (масштаб и время, съемки, погодные условия, качество бумаги и т.п.) должны быть аналогичны рабочим материалам на всю территорию.
При значительных по объему работах, когда исследуются многие варианты трассы в течение нескольких лет, целесообразно составлять альбомы-каталоги эталонных снимков инженерно-геологических объектов, где представлены эталонные стереомодели, выполненные на различных видах съемки и в различные сезоны года, что позволяет выявить наиболее удобные для использования виды MAC и МКС для каждого конкретного региона. В таких альбомах-каталогах, кроме подробного описания дешифровочных признаков объекта, должны быть рекомендации по оптимальным видам съемок и статистически обработанные данные об инженерно-геологических свойствах рассматриваемого объекта.
В качестве примера приведем описания водоразделов и их склонов на одном из участков БАМа, взятые из альбома-каталога, составленного ЦНИИС Минтрансстроя в 1980 году.
3. Водоразделы и их склоны
Выделены два типа водораздельных поверхностей: сухие водоразделы (21) х и замаренные (22), отличающиеся друг от друга по условиям стока, степени обводненности, глубине сезонного протаивания, мощности элювиалъно-делювиальных отложений.
х Здесь и далее в скобках приведены номера (индексы) данных таксонов в системе условных обозначений, принятой в альбоме (прим. МГТ).
Склоны водораздельных поверхностей выполнены делювиально-элювиальными отложениями. По преобладанию тех или иных склоновых процессов выделяются склоны средней крутизны (23, 23 а), пологие (24, 24 а) и крутые (25). Пологие склоны и склоны средней крутизны подразделяются на сухие и замаранные (индекс с "а").
3.1. Сухие водоразделы (21)
Элювиально-делювиальные отложения
Иллюстрации 12, 26, 39, 40, 41
1. Геоморфологическое положение сухих водоразделов - верхние части сравнительно узких водораздельных возвышенностей (хребтов), гряд, вершин отдельных сопок и тому подобное. Характерной чертой является наличие крутых склонов средней крутизны, обеспечивающих хороший дренаж водораздельной поверхности.
2. Дешифровочные признаки:
а) общий облик: горизонтальные или слабонаклоненные поверхности обычно вытянутых очертаний (по простиранию хребта, гряды), ограниченные хорошо выраженными склонами;
б) рельеф обычно сглажен, формы округлые, зализанные. В то же время могут наблюдаться скальные останцы и связанные с ними глыбовые развалы (рис. 40, 41). Очертания поверхностей зависят от плана и истории геологического и тектонического развития каждого конкретного района;
в) рисунок поверхности зависит от распределения древесной растительности. На безлесых участках рисунок поверхности монотонный;
г) текстура поверхности стереомодели шероховатая на безлесных водоразделах, зернистая - на глыбовых развалах или "ворсистая" на участках, покрытых лесом;
д) гидросеть отсутствует;
е) фототон серый и светлосерый, последний обычен на безлесных участках;
ж) растительность обычно древесная: лиственница, сосна, реже ольха и береза. Высота деревьев 25 - 30 м, в подлеске - кустарники. Встречаются поляны (рис. 39) с травянистой растительностью.
3. Сопутствующие процессы и явления
а) возможно образование скальных останцев, особенно на водоразделах, сложенных породами гранитного ряда; отмечаются каменные развалы (рис. 40, 41).
4. Аэрофотоматериалы
Выявление сухих водоразделов производится на фотопланах и фотосхемах с использованием крупномасштабных топографических карт. Детальное дешифрирование выполняется на аэрофотоснимках масштаба 1:5000 - 1:10000.
5. Инженерно-геологические условия
Описание слоистой толщи рыхлых отложений сухих водоразделов
а) почвенно-растительный слой - 0,2 - 0,3 м;
б) преимущественно супеси (70 %), реже пески (10 %) и суглинки (20 %) с включением дресвы и щебня (до 20 - 30 %).
С глубиной количество дресвы и щебня увеличивается. Средняя мощность 1,3 - 1,4 м;
в) дресвяно-щебенистый грунт с песчаным заполнителем (10 - 20 %), щебня 5 - 15 %. Средняя мощность 2,0 м.
Глубина сезонного протаивания достигает 1,5 - 1,8 м, грунт имеет массивную и корковую криогенную текстуру, при оттаивании влажный. Средняя мощность рыхлых: отложений 3,5 - 3,7 м.
Отдельные сухие водоразделы небольшой площади несут сокращенный разрез рыхлых отложений. На них часто наблюдаются останцы коренных пород (скальные выходы).
В качестве примера эталонного описания процессов и явлений можно привести описание солифлюкционных процессов из альбома-каталога ЦНИИС Минтрансстроя:
6.2. Солифлюкционные процессы.
Иллюстрации 12, 26, 28, 42
1. Геоморфологическая приуроченность: пологие замаренные склоны (крутизна 2 - 3° ), замаренные надпойменные террасы высоких порядков в долинах крупных и особенно средних рек.
2. Дешифровочные признаки:
а) общий облик поверхности, подверженной солифлюкционным процессам,- обычно тонкие высветленные полосы, соответствующие микрогрядам, ориентированным по падению склона; реже сочетание гряд и террас (рис. 42), образующих своеобразную веерообразно расходящуюся сетку;
б) форма: основной формой на описываемом регионе являются вытянутые гряды от нескольких метров до первых десятков метров в длину и 0,5 - 1,5 м в ширину, значительно реже - небольшие террасы высотой до 0,4 - 0,5 м;
в) текстура поверхности (стереомодели) террас зернистая в выположенной части и тонкозернистая в крутой;
на грядах текстура поверхности - от тонкозернистой до "шелковистой";
г) фототон светлосерый на грядах, серый и светлосерый на солифлюкционных террасах;
д) гидросеть отсутствует;
е) растительность на грядах почти нацело отсутствует, на террасах - мохово-травяная, отдельные мелкие лиственницы высотой 1,0 - 1,5 м. Основным дешифровочным признаком является полосчатый, тонко-штриховатый рисунок поверхности, полосы или штрихи ориентированы по падению склона, обладают светлосерым фототоном, являются положительной формой рельефа [стереомодели].
3. Сопутствующие процессы и явления
Очень часто солифлюкционные процессы развиваются совместно с образованием медальонов.
При увеличении угла наклона склонов солифлюкция может перерастать в образование сплывов и оползней (рис. 42).
Солифлюкционные процессы легко дешифрируются на контактной черно-белой печати масштаба 1:6000 - 1:10000.
Помимо описаний, примеры которых приведены выше, основным элементом альбомов-каталогов являются стереомодели эталонных объектов, доступные для изучения и сравнения с рабочими MAC и МКС с использованием простейшего оборудования. Просмотр стереомодели позволяет провести ее изучение как с геологическими границами, так и без них, т.е. сама стереомодель оказывается "чистой", без рисовки.
Эффект оконтуривания достигается наложением прозрачной пленки с нанесенными на нее границами и индексами. Кроме того, схема дешифрирования помещена между образующими стереопару снимками.
Подобные альбомы-каталоги являются не только инструментом дешифрирования, но и хорошим учебным пособием для подготовки геологов-дешифровщиков (отзыв Ленгипротранса).
Для каждой стадии инженерно-геологических изысканий требуются определенные виды исходной информации, в том числе и полученной на основе анализа МКС и MAC. Предпроектные проработки должны базироваться на обзорных материалах, позволяющих изучить значительные площади, обосновать выбор конкурирующих вариантов трассы и их положение исходя из инженерно-геологического районирования территории, что возможно лишь при использовании относительно мелкомасштабных карт инженерно-геологического дешифрирования (масштаба 1:300000 - 1:100000), но с большим охватом территории. Исходными материалами для составления таких карт являются результаты анализа литературных и фондовых материалов и дешифрирования МКС масштаба приблизительно 1: 200000. В качестве вспомогательного материала целесообразно использовать МKC масштаба 1:1000000 - 1:500000.
Документы, составляемые на стадии ТЭО, выполняются на базе более детальной инженерно-геологической информации. Наиболее оптимальными на этой стадии являются карты или схемы инженерно-геологического дешифрирования МКС, выполненные в масштабе 1:50000. Эти материалы, с одной стороны, сохраняют большую обзорность, позволяющую широко варьировать положением сравниваемых вариантов трассы, а с другой стороны, отличаются значительной детальностью, которая дает возможность с большой точностью определять контуры и виды неблагоприятных для строительства участков и тем самым улучшать положение каждого из сравниваемых вариантов трассы, намечать конкретные мероприятия по защите сооружений от природного воздействия.
Карта инженерно-геологического дешифрирования МКС масштаба 1:50000 служит основным справочным материалом при районировании территории, назначении ключевых участков, определений зон, перспективных для поисков месторождений строительных материалов.
Использование результатов дешифрирования МКС масштаба 1:50000 значительно облегчает поиски зон, перспективных на наличие подземных вод.
Рассматриваемый материал должен быть составлен в предполевой период разработки ТЭО. Основным видом инженерно-геологического картирования на стадии ТЭО является съемка в масштабе 1:25000. Этот вид работ наиболее целесообразно проводить по методу ключевых участков, с широким использованием результатов дешифрирования МКС и MAC с применением принципа многократного дешифрирования.
Таким образом, в процессе работ на стадии ТЭО должна быть составлены следующие инженерно-геологические промежуточные материалы:
1) карта (схема) инженерно-геологического дешифрирования МКС в масштабе 1:50000 и ее уточненный в процессе полевых работ вариант;
2) карта предварительного дешифрирования MAC в масштабе либо снимков, либо 1:25000;
3) детальные полевые карты ключевых участков и схемы дешифрирования эталонных снимков.
Итогом всех картографических работ на стадии ТЭО является инженерно-геологическая: карта всех конкурентоспособных вариантов трассы в масштабе 1:25000, которая обобщает в себе результаты как наземных исследований, так и комплексного анализа МКС и MAC. Эта карта является обосновывающим документом для рекомендации оптимального варианта трассы, расчета предполагаемой стоимости строительства, прогноза изменений среды и назначению мер по ее охране.
На стадии проекта составляются инженерно-геологические карты принятого варианта и его подвариантов в масштабе 1:25000, а на сложных участках - 1:10000, проводится детальное дешифрирование и картирование всех неблагоприятных мест, площадей раздельных пунктов, жилпоселков и т.п., решаются вопросы водоснабжения и охраны среды.
На этой стадии работ целесообразно применять комплексное дешифрирование различных по времени съемки и по масштабам МКС и MAC в зависимости от конкретно поставленной задачи. Например, задачи водоснабжения требуют анализа как мелко- и среднемасштабных МКС (для выявления общего тектонического строения региона, наличия и расположения крупных линейных и кольцевых структур, так и дешифрирования крупномасштабных (1:10000 - 1:6000) аэроснимков (для постановки разведочных буровых работ на воду).
На стадии проекта целесообразно использовать специальные виды съемок: тепловую, многозональную, спектрозональную. Аналогичные дешифровочные работы могут проводиться и на стадии рабочих чертежей. При этом существенно сокращаются общие объемы дешифрирования на стадиях техпроекта и особенно рабочих чертежей.
В практике дорожных изысканий следует использовать различные по масштабам и физическим параметрам виды аэро- и космофотосъемок. Избирательное комплектирование различных видов МКС И MAC с использованием принципа многократного дешифрирования, в зависимости от направленности решаемой задачи, дает наиболее ощутимые результаты. В практике базовых проектно-изыскательских организаций Минтрансстроя нашли свое применение материалы космосъемок (МКС) и аэросъемки (MAC) в масштабах от 1:1000000 до 1:6000 - 1:3000.
В распоряжение потребителей космоинформации Госцентром «Природа» могут быть предоставлены материалы различных видов космических съемок, выполненных в установленные потребителем сроки и в необходимых масштабах. Наиболее часто при массовом инженерно-геологическом дешифрировании используются панхроматические фотоматериалы, которые имеют большую степень пространственного разрешения, относительно небольшую трудоемкость при обработке и размножении и сравнительно низкую стоимость.
Вторым по объемам использования видом МКС является спектрозональная космосьемка (СПЗ). Ее преимущества - большая свето- и цветочувствительность, возможность цветной дифференциации природных объектов по их физическому состоянию, что существенно повышает информативность получаемых материалов. В настоящее время практикуется сочетание спектрозональной съемки (негативной) с изготовлением черно-белых отпечатков. При необходимости с тех же негативов возможно получение цветной печати, в условных цветах.
Цветные космоснимки, отражающие естественные цвета земной поверхности, принципиально новой информации по сравнению с черно-белыми снимками не несут.
Все более широко используются синтезированные космоснимки, получаемые благодаря применению узкодиапазонных светочувствительных материалов, синхронных многоканальных космосъемочных аппаратов и электроннооптических обрабатывающих комплексов. Сдерживающими факторами широкого использования этого вида космоинформации являются его относительно высокая стоимость, ограниченные фонды отснятой территории, небольшая ширина захвата на местности.
Перспективным видом космосъемок, с помощью которого предполагается решить многие инженерно-геологические, гидрогеологические и другие задачи, является тепловая съемка, выполняемая в диапазоне 8-14 мкм, которая несет информацию, недоступную для других видов съемки.
Выделяются четыре уровня генерализации МКС [7] в зависимости от их масштаба и степени пространственного разрешения:
глобальный, континентальный, региональный и локальный.
Глобальному уровню генерализации соответствуют наиболее мелкомасштабные (менее 1:30000000) МКС. Для решения инженерно-геологических задач эти материалы неприемлемы.
Континентальный уровень генерализации лежит в диапазоне масштабов 1:10000000 - 1:15000000. Эти снимки позволяют выделить крупные природные образования - регионы. Площадь охвата одного снимка - десятки тысяч квадратных километров. Использование МКС этих масштабов для целей инженерно-геологических дорожных изысканий минимально.
Региональному уровню генерализации соответствуют МКС масштаба 1:1000000 - 1:3000000. Они широко используются в народном хозяйстве, в том числе и для решения геологических, инженерно-геологических задач (в частности - районирования территории строительства), задач по изучению тектонического, геоморфологического и ландшафтного строения территории, выявлению крупных разрывных и кольцевых структур.
К локальному уровню генерализации относятся МКС масштабов крупнее 1:1000000. Наибольшее применение в инженерно-геологических транспортных изысканиях получили снимки, увеличенные до масштаба 1:50000. Эти материалы обладают большой инженерно-геологической информативностью при широком охвате территории, что делает их наиболее перспективными для использования в дорожно-транспортных изысканиях.
Материалы космических съемок необходимые для использования в дорожно-транспортных изысканиях, могут быть заказаны проектными организациями Главтранспроекта, либо непосредственно в Госцентре "Природа" (при наличии в организации условий для хранения МКС и работы с ними), либо через Мосгипротранс, который осуществляет функции головной организации по использованию МКС в транспортных изысканиях в системе главка.
В дорожно-транспортных изысканиях возможно и целесообразно использование аэрофотоматериалов, различных по масштабу, типу и времени съемок.
Наиболее удобны MAC, выполненные специально для конкретных дорожных изысканий. Оптимальные масштабы съемок для предпроектных изысканий 1:10000 - 1:15000, для стадии техпроекта - 1:5000 - 1:6000.
При отсутствии специальных аэросъемок, ориентированных по полосам варьирования трассы изыскиваемых коммуникаций, с успехом можно использовать MAC, выполненные другими организациями и специализированной службой ГУГК. Сведения об аэросъемках конкретной территории и держателе негативов можно получить в Центральном картографо-геодезическом фонде ГУГК.
Обычными масштабами для этих аэросъемок являются 1:17000 - 1:50000. Для детальных инженерно-геологических изысканий целесообразно использовать увеличенные до масштаба 1:5000 - 1:10000 аэроснимки этих залетов.
Основная масса рабочих аэросъемок приходится на панхроматические материалы. Полученные снимки, как правило, обладают хорошей разрешающей способностью, позволяющей увеличивать их в 4-5 раз без потери качества. Эти снимки используются при выполнении основных объемов инженерно-геологического дешифрирования.
Более удобными для инженерно-геологических работ являются спектрозональные аэрофотоматериалы, которые несут дополнительную информацию о физическом состоянии грунтов, слагающих отснятую земную поверхность. Со спектрозоналъных негативов возможно изготовление и черно-белых отпечатков.
В настоящее время начинают применяться для геологических, инженерно-геологических, биологических и других видов исследований многозональные и синтезированные аэроснимки, соответствующие аналогичным МКС. Их применение сдерживается относительно высокой стоимостью работ, но имеет весьма высокие перспективы.
Для решения некоторых специальных задач (борьба с наледями, выявление зон дробления, водоснабжение и др.) начинает использоваться тепловая ИК-сьемка, проводящаяся параллельно с аэрофотосъемкой. Разработку методов использования тепловой съемки в дорожных изысканиях ведет ЦНИИС Минтрансстроя.
Дешифрирование МКС и MAC в рядовых организациях-потребителях аэро- и космоинформации с небольшими объемами работ обычно производится на относительно дешевых переносных и стационарных оптико-механических приборах. Выделяют следующие группы приборов для работы с аэро- и космостереоснимками [8]:
для визуального дешифрирования;
для получения приближенных количественных геологических данных
универсальные стереофотографометрические картосоставительские;
для трансформирования снимков и перекоса данных дешифрирования на карту.
В практике геологического и инженерно-геологического дешифрирования наибольшее распространение получил зеркально-линзовый стереоскоп ЗЛС. Прибор удобен в транспортировке, отличается небольшими габаритами и массой и может применяться как в камеральных, так и в лагерных условиях (использование стереоскопа в маршрутах затруднено). Последние модификации стереоскопов, снабженные подвижным столиком, набором линз и другими приспособлениями, позволяют использовать для получения стереомодели снимки различных залетов, различающихся по масштабам.
Для работы непосредственно в маршрутах удобен нормативный линзовый стереоскоп П-5, выпускаемый в ГДР. Масса прибора - 0,2 кг, увеличение линз - 1,5х; оси линз параллельны, расстояние между центрами примерно на 15 % больше глазного базиса наблюдателя. Стереоскоп укреплен на пластине размером 6×14 см, складывается в нерабочем положении и комплектуется с планшеткой для работы в поле.
Кроме стереоскопов, обладающих небольшой увеличительной способностью, в полевых условиях при работах по качественному (а реже - по количественному) дешифрированию, а также при определении точного местоположения того или иного малоразмерного объекта на снимке используются наборы увеличительных луп с двух-, четырех- и десятикратным увеличением.
В группе приборов для получения приближенных количественных данных на аэро- и космофотоснимках наибольшее распространение получили палатки геолога-дешифровщика (ПГД-1), паралактические линейки (ПЛ-3), дешифровочные стереоскопы (Д-2 и ДС-4), зеркально-линзовые стереоскопы с чертежным стереометром (Цейс, ГДР), интерпретоскопы ( Цейс, ГДР).
Наиболее совершенными приборами, удобными для работы с аэро- и космоснимками в стационарных условиях, являются интерпретоскоп и стереоскоп ДС-4. Интерпретоскоп выпускается в двух вариантах: с одинарной и двойной наблюдательной системой. Последняя существенно повышает возможность принятия согласованных решений по спорным вопросам дешифрирования и облегчает обучение геологов-дешифрировщиков.
Тяжелые стационарные приборы - универсальные стереограмметрические, картосоставительские приборы для трансформирования аэро- и космоснимков и переноса данных дешифрирования на карты - используют в основном на специализированных топогеодезических предприятиях. При геологическом и инженерно-геологическом дешифрировании такие приборы почти не используются. В то же время, как показывает опыт НПО Аэрогеология, их применение для геологического и инженерно-геологического картирования с использованием МКС и МАС является не только возможным, но в ряде случаев эффективным и целесообразным. Препятствием для широкого применения этих приборов является их высокая стоимость, необходимость специально оборудованных помещений, высокая квалификация обслуживающего персонала.
Крупные специализированные предприятия имеют в своем распоряжении аппаратуру для работы с материалами, полученными многоканальными снимающими системами, несущими большие объемы информации, которую (в некоторых случаях) невозможно получить другими методами. Эти оптико-механические и оптико-электронные системы и комплексы позволяют оперативно выявлять на многозональных и синтезированных снимках интересующие исследователя области с заданными параметрами, проводить обработку информации на ЭВМ.
Подобные системы существуют также для обработки и дешифрирования данных сканирующих приемников радиолокационного типа и тепловизоров.
Использование дорогой аппаратуры в организациях с относительно небольшими объемами работ по космо- и аэрофотодешифрированию оказывается экологически невыгодным вследствие малой временной загрузки этой аппаратуры.
По инициативе Госцентра "Природа" в стране создается сеть центров коллективного пользования МКС, оснащенных современной оптико-механической и оптико-электронной техникой и укомплектованных специалистами-консультантами. Задача этих центров: обеспечить возможность использования МКС с применением современной аппаратуры в относительно маломощных организациях, для которых покупка подобного оборудования экономически не оправдана. Кроме того, в центрах коллективного пользования МКС предусматриваются работы с МКС, не предназначенными для рассылки в другие организации.
1. Рекомендация по выбору ключевых участков при аэрогеологических изысканиях в районах вечной мерзлоты. - М.: ЦНИИС, 1983.
2. Методическое руководство по инженерно-геологической съемке масштаба 1:200000 (1:1000000 - 1:500000). Труды ВСЕГИНГЕО. - М.: Недра, 1978.
3. Мельников E.С. Общая методика среднемасштабной инженерно-геологической съемки. - В сб.: Проблемные вопросы инженерно-геологического картирования территории средней зоны СССР. Ташкент: САИГИМС, 1978.
4. Гудилин И.С., Комаров И.С. Применение аэрометодов при инженерно-геологических и гидрогеологических исследованиях. - М.: Недра, 1978.
5. Шенк Х.И. Теория инженерного эксперимента. - М.: Мир, 1972.
6. Альбом-каталог эталонных аэроснимков для низкогорного региона с распространением многолетнемерзлых грунтов. - М.: ЦНИИС, 1980.
8. Рекомендации по выбору ключевых участков при аэрогеологических изысканиях в районах вечной мерзлоты. - М.: ЦНИИС, 1983.
|