Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 352
"Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля
ядерных материалов"
В соответствии с
федеральными законами "Об
использовании атомной энергии" и "О Государственной корпорации по атомной
энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного
правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые:
Положение о системе
государственного учета и контроля ядерных материалов;
перечень ядерных
материалов и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному
учету и контролю.
2. Признать
утратившими силу:
постановление
Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1205 "О
Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4918);
постановление
Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 746 "Об
утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля
ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 29, ст. 3559);
постановление
Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке
ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5145);
постановление
Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 59 "О внесении
изменений в Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря
2000 г. N 962" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7,
ст. 529);
пункты 24 и 74 изменений, которые вносятся в акты
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
В.
Зубков
|
Содержание
1. Настоящее Положение
разработано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
в области обращения с ядерными материалами и специальными неядерными
материалами (далее - ядерные материалы) и определяет порядок организации
системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления
учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми
юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы
собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по
производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию и
перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а
также органами государственного управления использованием атомной энергии и
органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии.
2. Порядок учета и
контроля ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении,
испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок
военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами.
3. Система
государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы
государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для
выполнения следующих задач:
а) обеспечение
контроля за обращением ядерных материалов;
б) обеспечение
сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь,
несанкционированного использования и хищений ядерных материалов;
в) предоставление
органам государственной власти Российской Федерации, органам управления
использованием атомной энергии, органам государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих
полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их
перемещение через таможенную границу Российской Федерации;
г) определение
наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения;
д) обеспечение
необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной
энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными
материалами.
4. Система
государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя:
а) органы управления,
обеспечивающие ее функционирование на федеральном уровне и в организациях,
осуществляющих обращение с ядерными материалами;
б) нормативное
правовое обеспечение деятельности по учету и контролю ядерных материалов;
в)
информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы, а также
обработки и передачи информации о наличии и перемещении ядерных материалов;
г) системы учета и
контроля ядерных материалов организаций, в которых осуществляется обращение
ядерных материалов;
д) контроль и надзор
за состоянием учета и контроля ядерных материалов.
5. Система
государственного учета и контроля ядерных материалов должна обеспечивать:
а) совершенствование
системы измерений, обеспечивающей получение данных о количестве и составе
ядерных материалов;
б) профессиональную
подготовку и переподготовку персонала в области учета и контроля ядерных
материалов;
в) ограничительный
порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля
ядерных материалов в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне
или служебной информации ограниченного распространения.
6. Понятия,
используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"аномалия в
учете и контроле ядерных материалов (аномалия)" - расхождение значений
фактически наличного количества ядерных материалов и данных учетных документов,
выходящее за установленные пределы, недостача (излишек) учетной единицы с
ядерными материалами;
"баланс
ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и
фактически наличного количества ядерных материалов;
"зона баланса
материалов" - территориально и административно установленная в
пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для
учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений
определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и
из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени;
"зона
отчетности" - территориально и административно установленная в
организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, зона,
объединяющая одну или несколько зон баланса материалов, в целях формирования
отчетности для представления в федеральную автоматизированную информационную
систему государственного учета и контроля ядерных материалов;
"инвентаризационная
разница" - разница между фактически наличным и документально
зарегистрированным количеством ядерного материала;
"контроль
ядерных материалов" - административный контроль за наличием и
перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного
использования;
"надзор за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов" -
проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля
ядерных материалов;
"незаконный
оборот ядерных материалов" - деятельность, связанная с изготовлением,
поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей,
перемещением, транспортированием или переработкой ядерных материалов,
совершаемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
"система
измерений ядерных материалов" - совокупность методик и средств
измерений, стандартных образцов, а также организационных мероприятий,
позволяющая выполнять учетные и подтверждающие измерения с требуемой точностью;
"сохранность
ядерных материалов" - предотвращение несанкционированного доступа к
ядерным материалам, их утери, хищения или иных несанкционированных действий с
ними путем реализации комплекса мер, осуществляемых в соответствии с
требованиями нормативных правовых актов по учету, контролю и физической защите
ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
"специальные
неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные
воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в
устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения
внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
"учет ядерных
материалов" - определение количества ядерных материалов, составление,
регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
"физическая
инвентаризация" - определение фактического количества ядерных
материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов.
7. Государственный
учет и контроль ядерных материалов включают в себя сбор, регистрацию и анализ
информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов
и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех
хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе
результатов измерений характеристик ядерных материалов, а также проверки
достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ядерных
материалов в местах их нахождения.
8. Перечень ядерных
материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской
Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Минимальное
количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат
государственному учету и контролю, определяется федеральными нормами и
правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, кроме того,
федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:
а) порядок постановки
на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;
б) категории ядерных
материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества
ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;
в) требования к
организации зон баланса материалов;
г) требования к
ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации,
содержащейся в отчетной документации;
д) порядок и
требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или
применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества
этих материалов;
е) требования к
порядку организации и проведению физической инвентаризации, периодичность и
объем ее проведения;
ж) требования к
порядку подведения баланса ядерных материалов и определению величины допустимой
инвентаризационной разницы;
з) требования к
определению допустимых значений расхождений данных отправителя и получателя о
наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих
значений;
и) требования к учету
и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;
к) периодичность,
объем и вид проверок, проводимых органами государственного управления
использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии,
государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
10. Ядерные материалы,
находящиеся в составе облученных тепловыделяющих сборок и отработавшего
ядерного топлива, учитываются в системе государственного учета и контроля
ядерных материалов.
Порядок перевода
ядерных материалов в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов
определяется федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и
контроля ядерных материалов.
11. Государственная
корпорация по атомной энергии "Росатом" в пределах своих полномочий:
а) проводит
государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных
материалов;
б) осуществляет
государственный учет и контроль ядерных материалов, находящихся на территории
Российской Федерации, независимо от формы собственности на эти материалы;
в) осуществляет
методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной
энергии, в области государственного учета и контроля ядерных материалов;
г) ведет
государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной
собственности;
д) формирует перечень
ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской
Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным
юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации;
е) ведет регистрацию
зон баланса материалов и зон отчетности;
ж) предоставляет по
запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственного управления использованием атомной энергии, органов
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
информацию о наличном количестве и перемещении ядерных материалов, необходимую
для выполнения ими своих полномочий;
з) обеспечивает
создание, развитие и функционирование федеральной автоматизированной
информационной системы учета и контроля ядерных материалов, создает
информационно-аналитические организации и (или) центры сбора и обработки
информации;
и) разрабатывает и
утверждает формы отчетных документов в области государственного учета и
контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления;
к) разрабатывает и
утверждает форму государственного регистра ядерных материалов, находящихся в
федеральной собственности, и форму перечня ядерных материалов, находящихся в
собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих
иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся
на территории Российской Федерации;
л) разрабатывает
федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных
материалов;
м) создает центры по
подготовке и переподготовке специалистов в области учета и контроля ядерных
материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
обеспечивает их функционирование;
н) осуществляет
контроль за состоянием и функционированием системы государственного учета и
контроля ядерных материалов в Российской Федерации независимо от формы
собственности на ядерные материалы;
о) осуществляет
контроль за обращением с ядерными материалами;
п) обеспечивает
совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
проведение сертификации средств и аттестации методик для выполнения измерений
характеристик ядерных материалов.
12. Федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии
в пределах своих полномочий, в системе государственного учета и контроля
ядерных материалов:
а) осуществляют
координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих
обращение с ядерными материалами, в области учета и контроля ядерных
материалов;
б) участвуют в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке
федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов;
в) разрабатывают и
утверждают в соответствии с федеральными нормами и правилами ведения учета и
контроля ядерных материалов нормативные и распорядительные акты, в которых
отражаются особенности учета и контроля ядерных материалов в подведомственных
им организациях.
13. Федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной
энергии, могут разрабатывать по согласованию с Государственной корпорацией по
атомной энергии "Росатом" положения по учету и контролю ядерных
материалов, а также создавать центры сбора, обработки и анализа информации о
ядерных материалах, находящихся в подведомственных им организациях.
14. Государственная корпорация
по атомной энергии "Росатом", федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, а также
организации, не находящиеся в ведении органа государственного управления
использованием атомной энергии, незамедлительно информируют Министерство
внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности
Российской Федерации о выявленных фактах незаконного обращения с ядерными
материалами и хищения ядерных материалов.
15. Организации,
осуществляющие обращение с ядерными материалами:
а) ведут учет и
контроль ядерных материалов и проводят физические инвентаризации ядерных
материалов в зонах баланса материалов;
б) представляют отчеты
о количестве и перемещении (изменении инвентарного количества) ядерных
материалов в соответствии с порядком, установленным Государственной корпорацией
по атомной энергии "Росатом";
в) оснащают системы
учета и контроля ядерных материалов методиками, техническими и
программно-техническими средствами, обеспечивающими выполнение требований учета
и контроля ядерных материалов;
г) осуществляют
подбор, подготовку и повышение квалификации персонала, осуществляющего учет и
контроль ядерных материалов;
д) обеспечивают
сохранность ядерных материалов.
16. Учет и контроль
ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными
материалами, проводятся по зонам баланса материалов в соответствии с
федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных
материалов, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и
утверждаемой этими организациями во исполнение федеральных норм и правил
государственного учета и контроля ядерных материалов.
Зоны баланса материалов
устанавливаются указанной организацией по согласованию с Государственной
корпорацией по атомной энергии "Росатом".
17. Учет и контроль
ядерных материалов в зоне баланса материалов проводятся материально
ответственным лицом или должностным лицом, ответственным за учет ядерных
материалов, в соответствии с инструкцией, положениями об учете и контроле
ядерных материалов, утвержденными руководителем организации, осуществляющей
обращение с ядерными материалами.
18. Местонахождение
ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение
инвентарного количества этого материала регистрируются в учетной документации.
Ведение учетных
документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений
характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным
материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается
проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов,
полученных заводом-изготовителем, или с использованием расчетных методов,
основанных на результатах экспериментальных исследований.
Бухгалтерский учет
должен основываться на учетных данных ядерных материалов, полученных в
результате измерений материалов, в соответствии с учетной документацией зоны
баланса материалов.
19. Во время
физической инвентаризации ядерных материалов определяются фактически наличное
количество, качественный состав и состояние ядерных материалов, находящихся в
зонах баланса материалов.
Порядок организации и
проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее
проведения и объем устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с
ядерными материалами, в соответствии с федеральными нормами и правилами
государственного учета и контроля ядерных материалов и должны основываться на
технологическом процессе, оснащенности зоны баланса материалов инженерными и
техническими средствами физической защиты, а также на применении мер и средств
контроля доступа к этим материалам.
По результатам
физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов
подводится баланс ядерных материалов и составляется материально-балансовый
отчет, который утверждается руководителем организации. Материально-балансовый
отчет зоны баланса материалов содержит сведения о фактическом и зарегистрированном
количествах ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности.
20. Для обеспечения
представления в Государственную корпорацию по атомной энергии
"Росатом" отчетов, содержащих информацию, необходимую для выполнения
задач, поставленных перед системой государственного учета и контроля ядерных
материалов, организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, по
согласованию с указанной корпорацией формирует зоны отчетности.
21. Организации,
осуществляющие обращение с ядерными материалами, сообщают о выявленных
аномалиях в учете и контроле ядерных материалов в Государственную корпорацию по
атомной энергии "Росатом" и в федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, в ведении которых
находятся эти организации, а также в территориальные органы регулирования
безопасности. Порядок представления информации о такой аномалии и организации
работ по выявлению причин ее возникновения устанавливается федеральными нормами
и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов.
22. Для накопления,
систематизации и анализа информации о состоянии учета и контроля ядерных
материалов, подготовки и представления отчетов в организации, осуществляющей
обращение с ядерными материалами, может создаваться центр (центры) сбора,
обработки и передачи информации.
23. Государственная
корпорация по атомной энергии "Росатом" ежегодно, до 1 июля года,
следующего за отчетным, формирует государственный регистр ядерных материалов,
находящихся в федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов,
находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, принадлежащих
иностранным государствам и иностранным юридическим лицам.
Государственный
регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, относится
к федеральным информационным ресурсам и подлежит инвентарному учету в
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
24. Министерство внутренних
дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в
Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Федеральную
службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сводную
информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в
отношении ядерных материалов, а также причинах их совершения.
25. Федеральная
таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным,
представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии
"Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных
декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации
ядерных материалов.
При необходимости
Федеральная таможенная служба представляет по запросу Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом", Министерства внутренних дел
Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации
сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской
Федерации ядерных материалов.
26. Федеральные органы
исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное
регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при
использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий:
осуществляют надзор за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
разрабатывают,
утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области государственного
учета и контроля ядерных материалов.
27. Надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку
выполнения требований федеральных норм и правил,
организационно-распорядительных документов в области государственного учета и
контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния
государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории
Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций.
28. Порядок
организации и осуществления надзора за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в
установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору.
29. За нарушение
установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных
материалов должностные лица несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Плутоний
Уран (за исключением
урана, содержащегося в руде)
Торий (за исключением
тория, содержащегося в руде)
Нуклиды:
нептуний-237
америций-241
америций-243
калифорний-252
Нуклиды:
дейтерий
тритий
литий-6
Примечание. Материалы, указанные в настоящем
перечне, подлежат государственному учету и контролю независимо от химической и
физической формы соединения, в которое они входят.