Постановление
Правительства Москвы от 23 сентября 2008 г. N 862-ПП
"О Концепции комплексной программы развития транспортной системы города
Москвы"
(с изменениями от 20 января 2009 г.)
В целях формирования единой
транспортной стратегии города Москвы как составной части Стратегии
социально-экономического развития города Москвы до 2025 года Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию
комплексной программы развития транспортной системы города Москвы на 2010-2015
годы (приложение).
2. Принять предложение
Департамента транспорта и связи города Москвы о разработке комплексной
программы развития транспортной системы города Москвы (далее - Комплексная
программа) со сроком реализации в 2010-2015 годах.
3. Возложить на
Государственное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения
Правительства Москвы функции государственного заказчика по разработке
Комплексной программы.
4. Государственному
заказчику в установленном порядке обеспечить размещение городского заказа на
разработку Комплексной программы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N
22-ПП в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Департаменту
экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента
транспорта и связи города Москвы предусмотреть в I квартале 2009 г. лимиты
капитальных вложений на финансирование работ по разработке Комплексной
программы за счет и в пределах средств адресной инвестиционной программы города
Москвы, предусмотренных Департаменту транспорта и связи города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N
22-ПП в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения
6. Департаменту
транспорта и связи города Москвы в IV квартале 2009 г. в установленном порядке
представить на утверждение Правительства Москвы Комплексную программу.
7. Контроль за выполнением
настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
Происходящие в городе
Москве, как и во всей России, крупные социально-экономические преобразования
предъявляют новые требования к уровню согласованности всех сфер
жизнедеятельности города, в том числе в системе транспортных перевозок. Между
тем в последние десятилетия нарастает несбалансированность между потребностями
в транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видов
городского транспорта.
В городе снижается
скорость транспортных потоков на улично-дорожной сети в целом и на наземном
общественном транспорте в частности, увеличивается длительность передвижения
населения на различных видах транспорта. Например, среднее время поездки по
городу с 1990 года по 2006 год возросло до 65 минут и в 1,5 раза превышает
нормативную длительность (40-45 минут). За последние 10 лет на наземном
общественном транспорте число выходов из графика движения на срок свыше 30
минут выросло в 10 раз.
Возникающие заторы на
дорогах вызывают психологическую и социальную напряженность в городе, нарушают
нормальный темп жизни, ухудшают экологическую обстановку. В "часы
пик" затрудняется работа служб экстренного реагирования: скорой
медицинской помощи, противопожарной службы, общегородских аварийных и
аварийно-восстановительных служб.
Причины серьезного
обострения транспортной проблемы носят комплексный характер. К их числу
относится отставание дорожно-мостового строительства от темпов роста автомобилизации,
правовой нигилизм водителей, низкая дисциплина всех участников дорожного
движения и другие факторы.
В настоящее время
приняты и реализуются городские целевые программы и мероприятия, охватывающие
значительный круг вопросов в сфере развития городского транспорта и смежных
систем, изложенных в следующих нормативно-правовых документах:
- постановление
Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 390-ПП "О ходе реализации и задачах
дорожно-мостового строительства в городе Москве на 2007-2011 гг.";
- постановление
Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N
840-ПП "О городской целевой программе развития наземного городского пассажирского
транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.";
- постановление
Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. N
698-ПП "О Концепции целевой среднесрочной программы восстановления и
модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 гг.";
- постановление
Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 516-ПП "О концепции городской
транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до
2010 года";
- постановление
Правительства Москвы от 20 мая 2008 г. N 421-ПП "О реализации Генерального
соглашения с ОАО "РЖД" и соглашений о социально-экономическом
сотрудничестве с Московской и Октябрьской железными дорогами - филиалами ОАО
"РЖД" в 2006-2007 гг. и задачах на 2008-2009 гг.";
- постановление
Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 961-ПП "О плане метростроения
в городе Москве на 2008-2010 гг.".
В настоящее время ГУП
"НИиПИ Генплана Москвы" разрабатывает Генеральный план развития
транспортной системы г. Москвы на период до 2015 года.
Широкий комплекс работ
рассматривается в рамках подготовки программы развития транспортного комплекса
Московского региона до 2025 года.
Ведется работа по
подготовке закона города Москвы о транспортном обслуживании населения на
городском автомобильном и наземном электрическом транспорте. Планируется
определить полномочия органов исполнительной власти, требования к транспортным
перевозчикам и транспортным средствам, ответственность за нарушение закона.
Вместе с тем в
среднесрочном плане сказывается отсутствие документа программного характера,
обеспечивающего комплексность и скоординированность всех проводимых
мероприятий. По ряду направлений работы отсутствие комплексности не просто
снижает их эффективность, а не позволяет в принципе решать нарастающие
проблемы.
Реально складывающаяся
дорожно-транспортная ситуация требует комплексности решений не только в сфере
развития транспортной инфраструктуры, но и в повседневном управлении
транспортной системой для обеспечения надежности ее функционирования как в
штатных, так и в кризисных ситуациях.
Многие практические
задачи лежат в смежных сферах городского развития, а также развития прилегающих
к городу территорий и всего центрального региона. Имеется много нестыковок,
несогласованностей между различными смежными городскими системами, отсутствует
согласованность между разрабатываемыми и реализуемыми мероприятиями.
Необходимо
скоординировать все разработанные программы и планы, дополнить их комплексом
мероприятий в области совершенствования системы планирования, управления,
финансирования развития транспорта в городе.
Эти условия определяют
необходимость разработки и реализации комплексной программы развития транспортной
системы города Москвы (далее - Комплексная программа).
Цели разработки и
реализации Комплексной программы - снижение транспортных потерь населения и
транспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и услуг, интенсификация
экономических и социальных процессов, повышение безопасности движения,
улучшение экологической обстановки.
При этом необходимо
достичь транспортного баланса между транспортными потребностями населения,
предприятий и организаций города и располагаемыми возможностями транспортной
отрасли города по удовлетворению этих потребностей.
В результате
разработки и реализации Комплексной программы в городе должна быть сформирована
и в полном объеме реализована функция управления транспортной системой для
создания условий выполнения Генерального плана развития города Москвы,
Программы развития транспортного комплекса Московского региона до 2025 года,
других федеральных и городских программ.
Одними из основных
результатов реализации Комплексной программы должны стать регулярный анализ и
прогнозирование потребностей населения в транспортных услугах, устранение
возможных транспортных дисбалансов, формирование и постоянная актуализация
матрицы корреспонденций.
При разработке
Комплексной программы должны быть скоординированы между собой действующие и
разрабатываемые федеральные и городские программы и мероприятия по срокам,
ресурсам и ожидаемым результатам в условиях единства и целенаправленности
развития транспортной системы со всеми системами жизнеобеспечения.
В составе Комплексной
программы должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на решение ранее
не затрагиваемых вопросов (организация единого управления транспортной
системой, меры общественной поддержки разными слоями населения, вопросы ее
экономики и финансирования, включая объединение усилий бюджетов Российской
Федерации, города Москвы и Московской области).
Комплексная программа
должна способствовать формированию транспортной системы города Москвы как
города, комфортного для проживания и открытого миру, как города, который
является интеллектуальным центром России, крупнейшим международным центром
делового, научного и политического сотрудничества, интегрированного в
региональную, российскую и мировую экономику.
При разработке
Комплексной программы должен быть учтен передовой международный и отечественный
опыт решения транспортной проблемы больших городов.
Основные мероприятия
по развитию транспортной отрасли города Москвы должны базироваться на уже
принятых к исполнению городских планах, целевых программах, других решениях в
области транспорта.
В ходе разработки
осуществляются структуризация проблемы и определение целей, формируются
количественные и качественные целевые показатели, определяются средства и
ресурсы для обеспечения реализации Комплексной программы.
При необходимости по
итогам анализа достигнутых результатов и выявленных проблем вносятся
предложения по уточнению и корректировке действующих планов.
При подготовке
Комплексной программы должны быть выполнены следующие работы:
- проанализирована
существующая нормативно-правовая база, городские целевые программы и
мероприятия в области транспорта для определения их взаимной согласованности и
влияния на достижение конечных результатов;
- разработаны
альтернативные сценарии достижения заданных значений показателей развития,
проведена их оценка по установленным критериям с целью выбора наиболее
приемлемого;
- разработаны механизмы
и технологии управления для обеспечения транспортного баланса грузовых и
пассажирских перевозок различными видами транспорта (метрополитен,
железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт) с учетом
межрегиональной и международной интеграции транспортных систем;
- проведен анализ
комплексной транспортной схемы в составе Генерального плана развития Москвы с
целью выработки требований к транспортной инфраструктуре, направленных на
достижение целевых показателей реализации Комплексной программы;
- разработаны
мероприятия по созданию и внедрению технологий нового поколения для
мониторинга, анализа и прогнозирования потребностей в пассажирских и грузовых
перевозках;
- подготовлен комплекс
взаимоувязанных мероприятий по организации приоритетного движения общественного
транспорта, реконструкции пересадочных узлов, по развитию пешеходных и
велосипедных коммуникаций и пространств (тротуары, переходы, зоны, площади и
т.п.), условий и средств передвижения детей, инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями;
- предусмотрены меры
по повышению транспортной и экологической безопасности, по реализации
федеральной и региональной программ повышения безопасности дорожного движения.
Комплексная программа
должна быть рассчитана на период до 2015 года и включать основные разделы,
определяющие проблемы, цели и задачи управления развитием транспортной
инфраструктуры в целом и по отдельным видам транспорта.
Комплексная программа
должна предусматривать реализацию мероприятий по основным сферам обеспечения
управления транспортным комплексом: организационно-управленческая,
финансово-экономическая, архитектурно-градостроительная, научно-техническая,
законодательная, информационная, социальная, учебная и
воспитательно-просветительская.
В Комплексной
программе должны быть определены мероприятия для реализации следующих задач:
1. Переход к активному
управлению спросом на пассажирские и грузовые перевозки экономическими,
административными, градостроительными, организационными, информационными и др.
методами.
2. Приоритетное
развитие скоростного внеуличного массового транспорта, в том числе за счет
создания новой сети скоростных линий метрополитена хордовой направленности с
выходом за пределы МКАД и в районы массовой жилой застройки, к аэропортам,
превращения железнодорожного транспорта из пригородного в пригородно-городской
и т.д.
3. Обеспечение
приоритета в движении наземного общественного транспорта по улично-дорожной
сети за счет создания выделенных полос, регулирования движения по полосам,
приоритетов при маневрировании в конечных пунктах маршрутов, размещения
торговых павильонов и других зданий в транспортно-пересадочных узлах и т.д.
4. Создание постоянно
действующей системы и технологии мониторинга транспортной ситуации в городе,
включая проведение регулярных транспортных обследований всех типов в масштабе
всего города с целью выявления, анализа и прогнозирования потребностей
населения в транспортных услугах.
5. Дальнейшее
совершенствование и развитие улично-дорожной сети в соответствии с задачами
дорожно-мостового строительства, проектами строительства дублеров городских
магистралей (в том числе над железнодорожными путями и вместо линий
электропередач), строительства тоннельных и эстакадных переездов на пересечении
с железнодорожными путями в городе и в области, а также с другими действующими
планами и программами.
6. Совершенствование и
развитие системы оперативного управления перевозками с целью повышения уровня
управляемости движения по всей улично-дорожной сети города, первоочередное
решение задачи единого управления движением в городе Москве и в пригородной
зоне Московской области.
7. Создание комплекса
условий, при которых население будет выбирать для передвижения общественный
транспорт: формирование оптимальной городской маршрутной сети на основе
социальных стандартов транспортного обслуживания населения, сокращение
длительности поездок, повышение частоты и регулярности движения, повышение
комфортности.
8. Совершенствование
законодательной и нормативно-правовой базы в сфере планирования городского
развития, градостроительства, транспортного планирования, развития и
эксплуатации транспортной инфраструктуры (включая увеличение объемов гаражного
строительства и временных парковок), целевого использования земель городского
транспорта (остановки, автостанции, конечные станции маршрутов, сложные
транспортные узлы и т.д.), введения ограничений на въезд в отдельные зоны
городской территории.
9. Совершенствование организации и технологии
взаимодействия органов управления города Москвы, Московской и других
центральных областей при решении проблем планирования и управления в Московском
транспортном узле: проектирование и строительство объездных автомобильных и
железнодорожных дорог, вывод с территории города транспорта, обеспечивающего
несвойственные и ненужные городу функции (таможенные терминалы, склады,
грузовые дворы и др.), условия движения транзитного транспорта и т.п.
10. Совершенствование
механизмов финансирования мероприятий по развитию транспортной отрасли, включая
подготовку предложений по внесению изменений в налоговое законодательство, по
созданию специализированных фондов, по привлечению частных инвестиций и др.
11. Повышение
ответственности и дисциплины участников дорожного движения, уровня профессиональной
квалификации водителей и специалистов транспортных отраслей (управленцы,
инженерные кадры, машинисты, дорожники, ремонтники и многие другие), решение
социально-бытовых вопросов, создание действенной системы гражданского контроля
за соблюдением в городе правил дорожного движения.
12. Создание
интегрированного комплекса автоматизированных систем с применением
информационных технологий для управления развитием и функционированием
транспортной системы города, включая внедрение интеллектуальных транспортных
систем с использованием телекоммуникационных и навигационных технологий,
современных методов и средств управления дорожным движением.
Состояние транспортной
системы города характеризуется следующими основными параметрами:
- численность парка
автотранспортных средств составляет 3,3 млн. ед. и за 1990-2007 гг. выросла в
3,3 раза;
- общий объем
пассажироперевозок на городском пассажирском транспорте составляет 10 млрд.
пассажиров в год;
- объем перевозок
пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте составляет 4,9 млрд.
пассажиров в год и не изменился за 1990-2006 гг.;
- средняя скорость
сообщений составляет: на метрополитене 41,7 км/час, на автобусе 17 км/час, на
троллейбусе 15 км/час, на трамвае 13,7 км/час;
- средние затраты
времени на поездки с трудовыми целями на легковом транспорте составляют 47,5
мин;
- объем перевезенных
пассажиров на индивидуальном автомобильном транспорте составляет 1,95 млрд. пасс.
в год и за 1990-2006 гг. увеличился в 2,3 раза;
- объем перевозок
пассажиров на метрополитене составляет 2,6 млрд. пассажиров в год;
- объем перевозок
пассажиров в пригородно-городском железнодорожном сообщении за 1990-2006 гг.
снизился с 1,33 млрд. пассажиров до 0,8 млрд. пассажиров в год;
- наполняемость
салонов подвижного состава в 1,5 превышает норму (5 чел. на кв. м свободной
площади пола);
- средняя дальность
поездки пассажира составляет 9,1 км и по сравнению с 1990 г. возросла на 21 %;
- коэффициент
пересадочности составляет 1,4, в т.ч. на метрополитене 1,66;
- пассажиропоток между
Москвой и областью в утренний "час пик" составляет 465 тыс.
пассажиров в час;
- стоимость поездки
пассажира на 1 км на массовом транспорте в 2 раза дешевле, чем поездка на
индивидуальном транспорте, однако при наполнении легкового автомобиля свыше 2
человек соотношение меняется в пользу индивидуального транспорта;
- количество грузовых
автомобилей составляет 245 тыс. ед., в том числе в собственности физических лиц
- 117 тыс. ед.;
- в городе имеется 1,0
млн. машиномест для хранения легковых автомобилей населения, что составляет 39
% от потребности;
- протяженность
магистральной улично-дорожной сети составляет 1310 км, что в 2 раза ниже
норматива и обеспечивает пропуск 70 % транспортного потока;
- протяженность линий
метрополитена составляет 278,3 км и растет на 3,3 км в год при потребности 6-8
км в год;
- протяженность линий
наземного пассажирского транспорта сократилась с 2287 км в 1990 г. до 1806 км в
2006 г.;
- число мест на
временных парковках составляет 204 тыс. или 20 % от потребности;
- по сравнению с 1990
г. объем перевезенных грузов внешним транспортом сократился на 32 % и составил
65,0 млн. тонн.
7.1. Состав Комплексной
программы.
В состав Комплексной
программы входят следующие разделы:
- аналитическая оценка
текущего состояния;
- исследование и
разработка перспективных направлений развития. Основные принципы развития
транспортной системы;
- комплекс программных
мероприятий;
- управление
реализацией Комплексной программы.
Данный перечень может
уточняться и дополняться в ходе разработки и реализации Комплексной программы.
7.2. Основное
содержание раздела "Аналитическая оценка текущего состояния".
В разделе дается
всесторонний анализ реальной транспортной ситуации в городе. На основе
имеющихся результатов исследований, статистических и отчетных материалов и
объективных документированных наблюдений дается целостная оценка транспортной
ситуации в городе и прогноз ее изменения. Выполняется анализ проблем в
функционировании сложившейся транспортной системы путем выявления истоков,
оснований, явных и скрытых причин возникших трудностей, проблем и нестыковок в
работе транспорта. Анализ проблем выполняется в разрезе связей функциональных
целевых ориентиров и показателей-индикаторов их достижения.
7.3. Основное
содержание раздела "Исследования и разработка перспективных направлений
развития. Основные принципы развития транспортной системы".
В разделе приводятся
результаты исследований и разработок:
- анализируются и
сопоставляются различные сценарии и стратегии развития транспортной системы,
включая состояние улично-дорожной сети, объем грузовых и пассажирских перевозок,
состав парка транспортных средств по видам транспорта и т.д.;
- обосновываются цели
развития транспорта и значения целевых показателей по периодам среднесрочных
программ;
- уточняются
прогнозные оценки потребностей города и его населения в транспортных услугах,
обусловленные факторами социально-экономического развития города;
- формируется система
механизмов и технологий для достижения требуемых свойств транспортной системы
(изменения нормативно-правовой базы, административные и организационно-управленческие
решения, инвестиционные решения, связанные с развитием и модернизацией
различных элементов транспортной системы, социальные и воспитательные меры,
внедрение научно-технических достижений и др.);
- обосновывается
система приоритетов, которая используется для выбора конкретных направлений
развития и отдельных мероприятий программы в условиях ограниченного
финансирования;
- вырабатываются
предложения по стандартам качества и безопасности транспортного обслуживания
всеми перевозчиками, работающими на этом рынке;
- анализируются
потребности и возможности в специализации транспорта по стратегически важным
направлениям транспортного обслуживания, формируется перспективная схема
потребностей в интермодальных перевозках;
- вырабатываются
потребности и возможности города по формированию состава парка транспортных
средств, в том числе по автотранспорту индивидуальных владельцев для поездок по
городу и ближайшему Подмосковью, разрабатываются предложения по стимулированию
использования микролитражных автомобилей с уменьшенными габаритами.
7.4. Основное
содержание раздела "Комплекс программных мероприятий".
Приводится расширенный
план мероприятий с указанием исполнителей, сроков, финансовых затрат,
источников финансирования, ожидаемых результатов. Мероприятия объединяются в
блоки по времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и направлениям
развития транспортного комплекса.
По ряду направлений
требуется проработка мероприятий, которые до настоящего времени комплексно не
рассматривались. Предварительный перечень таких направлений включает:
- разработку и
согласование комплекта организационно-технологических документов и технических
регламентов, определяющих технологию взаимодействия органов управления
транспортом и смежными городскими системами при реализации функций развития
транспортного комплекса;
- совершенствование
нормативно-правовой базы и финансово-экономического обеспечения развития
транспортной системы города;
- повышение уровня
информированности всех участников дорожного движения в городе Москве и
Московской области, включая мероприятия правового, административного,
социально-психологического и учебно-воспитательного характера;
- повышение
оперативности реагирования на транспортную ситуацию путем формирования
общегородского ситуационного центра на базе интеграции ситуационных центров и
оперативно-диспетчерских служб транспортных отраслей города и смежных городских
служб.
7.5. Основное
содержание раздела "Управление реализацией Комплексной программы".
Излагается
организационная и информационная технология мониторинга процесса реализации
программы для уточнения и корректировки принятой Комплексной программы по
итогам анализа ее исполнения.
Для информационной
поддержки реализации Комплексной программы должны быть предложены формы работы
с печатными и электронными средствами массовой информации, специализированные
ресурсы Интернет, комплекс "горячих линий" и справочных центров по
всем видам транспорта и жизни города, встречи с населением, наружная реклама,
рассылка информационных материалов.
Необходимо выработать
и внести предложения по процедурам общественной апробации предлагаемых решений
и общественного контроля за их реализацией (общественные и наблюдательные
советы, взаимодействие с депутатами органов законодательной власти разных
уровней и др.)
В итоге система
управления реализацией Комплексной программы должна обеспечить объективный учет
всех составляющих затрат на выполнение мероприятий Комплексной программы,
оценку получаемых результатов и реальной эффективности использования средств.
Реализация Комплексной
программы должна обеспечить достижение ряда результатов социального и
экономического характера:
- повышение уровня и
качества жизни населения города за счет оздоровления транспортной ситуации в
городе, формирования приоритетов для общественного транспорта, повышения
транспортной и экологической безопасности;
- интенсификация
экономических процессов, деловой активности и инвестиционной привлекательности
за счет создания четкой организационной и технологической системы управления
пассажирскими и грузовыми перевозками;
- повышение
международного престижа города для бизнеса, международных мероприятий и
туристической деятельности путем достижения состояния транспортной системы
города, соответствующей принятым мировым стандартам.
В процессе разработки
Комплексной программы должны быть в количественном виде определены следующие
группы показателей и индикаторов состояния и развития транспортной системы:
- характеристики
расселения и зонального (территориального) распределения мест приложения труда,
показатели транспортной доступности характерных зон (территорий) города;
- показатели спроса на
регулярные пассажирские и грузовые перевозки;
- показатели вариативности
удовлетворения спроса, в том числе на перевозки посредством замещения
автомобильных поездок использованием массового общественного транспорта;
- численность и состав
парка транспортных средств, предъявляющих спрос на пользование улично-дорожной
сетью города;
- характеристики
парковочного пространства города;
- характеристика
улично-дорожной сети города: плотность и связанность улично-дорожной сети,
пропускные способности магистралей, характеристики пассажирских вокзалов и
пересадочных узлов, протяженность и конфигурация сети железных дорог и
внутренних водных путей, интенсивность и состав движения;
- характеристики
внеуличного и наземного пассажирского транспорта;
- показатели качества
перевозок, дальность и затраты времени по характерным корреспонденциям
автомобильных и комбинированных поездок (наземный, железнодорожный, внеуличный
транспорт);
- оценка уровня
безопасности, доступности и комфортности перевозок, показатели аварийности,
травматичности и смертности среди различных категорий населения (взрослые,
дети, пожилые люди, инвалиды и др.) и различных видов транспорта (грузовой,
легковой, общественный и др.);
- показатели
негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды (вредные
выбросы, шум, вибрация);
- экономические
показатели транспортной системы, оценка величины обобщенной цены поездки для
характерных групп пользователей общественного транспорта, грузовых и
пассажирских перевозок, показатели величины транспортных издержек в
себестоимости производимой продукции и услуг, бюджетные ассигнования на
содержание и развитие транспортной системы города.
Реализацию всех
мероприятий Комплексной программы предполагается провести в рамках выделяемых
средств на содержание и развитие транспортной инфраструктуры.