Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 сентября 2008 г. N
493
"Об утверждении Положения о Департаменте охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
В целях реализации
пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приказываю:
Утвердить прилагаемое
Положение о Департаменте охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического
благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
1. Департамент охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее -
Департамент) является структурным подразделением Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает
деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению.
2. В своей
деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а
также настоящим Положением.
3.
К ведению Департамента относятся следующие вопросы:
организации
медицинской профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний (включая
СПИД), в том числе обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды
обитания и образа жизни;
организации
профилактики профессиональных заболеваний, обусловленных неблагоприятными
факторами производственной среды и трудового процесса;
обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
защиты прав
потребителей;
технического регулирования,
в части обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека;
медико-биологической
оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и
химической природы;
обеспечения
биологической и химической безопасности.
4. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами
Министерства, подведомственными Министерству территориальными органами и
организациями, федеральными службами и федеральным агентством (далее -
федеральные службы и федеральное агентство) и их территориальными органами,
государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует
Министерство, (далее - государственные внебюджетные фонды), федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и другими организациями.
5. Основными задачами
Департамента являются:
5.1. обеспечение
реализации функций Министерства по выработке основных направлений
государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере
деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.2. обеспечение
реализации полномочий Министерства по самостоятельному осуществлению правового
регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.3. обеспечение
реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности
федеральных служб и федерального агентства, а также координации деятельности
государственных внебюджетных фондов по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
5.4.
информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности
Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
6. Департамент в пределах
вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет следующие
функции:
6.1. разрабатывает
предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
6.2. организует
разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.3. принимает участие
в деятельности рабочих групп по разработке проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов;
6.4. организует и
проводит экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых
актов;
6.5. готовит предложения
по федеральным целевым и ведомственным программам;
6.6. принимает участие
в подготовке проектов разъяснений, в том числе по вопросам применения законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей, а также готовит предложения о порядке
рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по
контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными
органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
6.7. готовит
предложения по созданию координационных и совещательных органов (советов,
комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных;
6.8. осуществляет
организационное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по вопросам
профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и Правительственной комиссии по вопросам
биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также
обеспечивает участие Министерства в работе Правительственной комиссии по
техническому регулированию, включая организацию разработки технических
регламентов;
6.9. оказывает органам
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации методическую помощь
по вопросам разработки проектов нормативных правовых актов;
6.10. разрабатывает
проекты нормативных правовых актов по вопросам:
6.10.1.
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:
профилактики
заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и
прогнозом ее изменения;
установления
санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания
для здоровья человека, в том числе к планировке и застройке городских и
сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения,
товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к потенциально
опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам
продукции, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а
также контактирующим с ним материалам и изделиям и технологиям их производства,
к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, к организации питания
населения, к водным объектам, питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому
водоснабжению, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на
территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных
помещений, жилых и других помещений, к почвам, содержанию территорий городских
и сельских поселений, промышленных площадок, к сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и
потребления, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к условиям труда
(производственным процессам и технологическому оборудованию, организации
рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму
труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников), к условиям работы с
биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и
их токсинами, к условиям работы с источниками физических факторов воздействия
на человека, к условиям воспитания и обучения;
осуществления
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе;
санитарной охраны территории Российской Федерации, ограничительных мероприятий
(карантина), производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными
заболеваниями, обязательных медицинских осмотров, профилактических прививок,
гигиенического воспитания и обучения;
контроля за
выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
создания экономической
заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в
соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственного
санитарно-эпидемиологического нормирования;
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
сертификации
продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
лицензирования видов
деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной
регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических
веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства
и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации
отдельных видов продукции;
проведения
социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации;
научных исследований в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
мер по своевременному
информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому
воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
6.10.2. предупреждения
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также профилактику, диагностику и
лечение заболеваний, ассоциированных с ВИЧ.
6.10.3. иммунизации
населения Российской Федерации, в том числе:
порядок отпуска
гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для
иммунопрофилактики;
перечень инфекционных
болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение
профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
перечень медицинских
противопоказаний к проведению профилактических прививок;
порядок и сроки
проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
национальный календарь
профилактических прививок;
акты об обеспечении государственных
и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими
препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный
календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по
эпидемическим показаниям;
порядок регистрации
профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от
профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата
профилактических прививок;
6.10.4. формирования,
ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и
музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически
важных объектов в системе здравоохранения;
6.10.5. иным вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
6.11. готовит предложения
по вопросам:
укрепления
индивидуального и общественного здоровья и формирования у граждан Российской
Федерации здорового образа жизни;
планирования мер по
снижению рисков для здоровья населения, в том числе профессиональных рисков для
здоровья работников;
совершенствования
национального календаря профилактических прививок (совместно с иными
структурными подразделениями Министерства);
порядка
функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра;
организации
деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной
связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию
радиационных факторов;
иным вопросам,
относящимся к компетенции Департамента.
6.12. обеспечивает
организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области
биологической и химической безопасности Российской Федерации,
6.13. совместно с
подведомственными Министерству федеральными службами и агентством участвует в
подготовке международных проектов по вопросам, отнесенным к ведению
Департамента;
6.14. осуществляет
взаимодействие с органами управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, центрами гигиены и эпидемиологии, территориальными органами
федеральных служб, руководителями образовательных и научных учреждений,
профессиональными медицинскими ассоциациями, другими общественными
организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6.15. организует и
проводит совещания, конференции, семинары по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента;
6.16. в соответствии с
утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;
6.17. обеспечивает
своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей;
6.18. участвует в
подготовке или подготавливает программные документы Правительства Российской
Федерации;
6.19. готовит
предложения в проекты планов заседаний Правительства Российской Федерации,
планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации;
6.20. принимает
участие в подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности
Министерства в пределах компетенции Департамента;
6.21. разрабатывает
акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам
организации деятельности Министерства;
6.22. совместно с
Департаментами Министерства готовит или участвует в подготовке заключений,
отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также иных нормативных
правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство;
6.23. обобщает практику
применения законодательства и проводит анализ реализации государственной
политики по вопросам, определенным в пункте 3
настоящего Положения;
6.24. готовит
предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях,
проводимых федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными
структурами гражданского общества;
6.25. организует
совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
6.26. готовит
справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента
в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в комиссиях,
совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
6.27. привлекает с
согласия руководителей департаментов Министерства работников этих департаментов
для подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов,
а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в
соответствии с возложенными на него функциями;
6.28. осуществляет
рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,
граждан и организаций в установленный срок по вопросам, отнесенным к
компетенции Департамента;
6.29. дает разъяснения
структурным подразделениям Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
6.30. готовит
совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения в целях
реализации функции Министерства как главного распорядителя и получателя средств
федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию
возложенных на него функций;
6.31. готовит
совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения по
формированию федерального бюджета, предложения по формированию бюджетов и
финансированию федеральных служб и федерального агентства, совместно с
Департаментом развития социального страхования и государственного обеспечения -
предложения по проектам федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального
фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этих бюджетов;
6.32. готовит план
работы Департамента на год, отчет об исполнении этого плана и предложения в план
работы Министерства;
6.33. по вопросам,
отнесенным к компетенции Департамента, готовит проекты поручений
территориальным органам Министерства и подведомственным организациям,
федеральным службам, федеральному агентству, государственным внебюджетным фондам
и контролирует их исполнение;
6.34. осуществляет
совместно с заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение
ежегодных планов работы и показателей деятельности федеральных служб и
федерального агентства, а также отчетов об их исполнении, в части вопросов,
отнесенных к компетенции Департамента, для представления и последующего
утверждения Министром;
6.35. запрашивает
справки и другие документы, необходимые для реализации возложенных на
Министерство полномочий, у территориальных органов Министерства и
подведомственных организаций, федеральных служб, федерального агентства,
государственных внебюджетных фондов, а также у органов и организаций,
подведомственных указанным федеральным службам, федеральному агентству и
государственным внебюджетным фондам, в порядке, установленном Типовым
регламентом о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января
2005 г. N
30, и Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 01.08.2005, N 31, ст. 3233);
6.36. осуществляет
совместно с заинтересованными департаментами рассмотрение документов,
представленных в Министерство федеральными службами, федеральным агентством,
государственными внебюджетными фондами и подведомственными организациями;
6.37. принимает
участие в рассмотрении поступающих документов по награждению государственными и
ведомственными наградами;
6.38. представляет
Министру предложения об отмене противоречащих законодательству Российской
Федерации решений федеральных служб и федерального агентства;
6.39. обеспечивает в
пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6.40. участвует в
подготовке проведения конкурсов и в организации заключения государственных
контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение
научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной
сфере деятельности;
6.41. направляет
Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной
государственной гражданской службы в Министерстве;
6.42. готовит
предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания
Министерства, сметы расходов на его содержание;
6.43. участвует в подготовке
предложений по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и
должностного регламентов;
6.44. принимает
участие в мобилизационной подготовке Министерства;
6.45. осуществляет
иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей.
6.46. осуществляет
организацию ведения делопроизводства в Департаменте.
7. Директор
Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром.
Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Министром.
8. Директор
Департамента:
8.1. осуществляет
непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины;
8.2. представляет
предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению
Департамента;
8.3. представляет для
утверждения Министру положение о Департаменте;
8.4. вносит на
рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности работников
Департамента, служебном распорядке, административном и должностном регламентах;
8.5. участвует в
совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, относящимся к
ведению Департамента;
8.6. по поручению
Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в
составе которых присутствуют работники Министерства;
8.7. направляет по
решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в
работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных
мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.8. рассматривает
поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных
правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные
проекты и подписывает экспертные заключения на них;
8.9. визирует и
подписывает проекты служебных документов;
8.10. распределяет
обязанности между своими заместителями;
8.11. утверждает
положения об отделах Департамента;
8.12. представляет
Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности,
об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об
установлении размеров должностных окладов, надбавок отдельным работникам
Департамента и наложении на них взысканий;
8.13. представляет
мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных
обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в
случае проведения аттестации;
8.14. требует от
гражданского служащего объяснения в письменной форме для принятия решения о
применении дисциплинарного взыскания;
8.15. участвует в
работе по профессиональной подготовке работников Министерства, их
переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
8.16. дает поручения
работникам Департамента;
8.17. организует
работу Департамента в соответствии с требованиями по охране труда и технике
безопасности.
9. Заместители
директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций
Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента
распределением обязанностей между ним и его заместителями.
В случае временного
отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его
обязанности по решению Министра.
10. Должностные
обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке,
административном и должностном регламентах, служебном контракте.