|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2008 г. N 859 Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии Приказываю: Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2008 г. прилагаемые Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (РД 04-05-2008).
Руководитель Н.Г. Кутьин Руководящие документы РД 04-05-2008 Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии
Зарегистрировано
в Федеральной службе Регистрационный N 587 Введены в действие с 1 ноября 2008 г. I. Общие положения1. Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - Методические указания) определяют порядок организации и осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных средств. Данный надзор осуществляется в комплексе с государственным строительным надзором. 2. Методические указания разработаны на основании Федерального закона N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии", Федерального закона N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии". 3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба). II. Общие вопросы организации и осуществления надзора4. Виды инспекций, порядок их организации, подготовки и проведения, а также порядок оформления результатов инспекций определены Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД 03-43-98). 5. Предметами надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении ОИАЭ (далее - надзор) являются: - соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; - соблюдение поднадзорными организациями условий действия выданных им лицензий Службы; - соответствие сооружаемых ОИАЭ проекту, требованиям ядерной и радиационной безопасности, требованиям физической защиты. 6. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора являются: - Федеральный закон N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии"; - Федеральный закон N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации"; - Федеральный закон N 195-ФЗ от 30.12.2001 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; - постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", - постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", - постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии". - РД 03-43-98, - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии; - условия действия лицензий, выданных Службой. 7. Деятельность по осуществлению надзора в соответствии с РД 03-43-98 включает: - получение от организаций информации о выполнении условий действия лицензий Службы и ее анализ; проведение инспекций деятельности организаций, систем и оборудования ОИАЭ и анализ их результатов; - применение санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Службы; 8. Результаты надзорной деятельности следует регулярно обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при сооружении ОИАЭ. 9. Надзор осуществляется на основании приказа Службы отделами межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Службы (далее МТУ ЯРБ) в составе комплексной рабочей группы под руководством заместителя руководителя МТУ ЯРБ. III. Надзор за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий10. При осуществлении надзора отделы МТУ ЯРБ в соответствии с условиями действия лицензий должны получать от организаций и анализировать с привлечением (в случае необходимости) экспертных организаций следующую информацию: - количество и характер отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; - анализ влияния на безопасность отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; - меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений. 11. По результатам анализа полученной информации следует определять: - причины и условия появления отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; - эффективность мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. 12. Отделы МТУ ЯРБ по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры с учетом положений РД 03-43-98: - планируют в установленном в МТУ ЯРБ порядке и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий; - подготавливают предложения по корректировке условий действия лицензий Службы. Должностные лица отделов МТУ ЯРБ выдают в установленном порядке предписания ответственным должностным лицам организаций, а также применяют санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 13. Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку: - выполнения ранее выданных предписаний органов Службы; - функционирования системы обеспечения качества выполняемых работ; - деятельности служб контроля качества и руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения качества; - соответствия выполняемых работ, а также объем и методы контроля качества при сооружении ОИАЭ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; - состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации. 14. При осуществлении надзора за монтажом оборудования, трубопроводов и арматуры систем должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП 001-97), Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок (НП 033-01), Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП 016-05), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89), Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла (НП 070-06), Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка" (ПНАЭ Г-7-009-89), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки. Правила контроля" (ПНАЭ Г-7-010-89), в т.ч.: 14.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций должна удовлетворять требованиям пунктов 4.1.1, 4.1.2 ПНАЭ Г-7-008-89, пункта 4.1.4 ПБ 10-573-03. 14.2. Объем производственного технического контроля должен удовлетворять требованиям пункта 4.1.3 ПНАЭ Г-7-008-89, разделов 4.5-4.12 ПБ 10-573-03, пункта 4.1 ПБ 03-576-03. 14.3. Прокладка трубопроводов, компенсация теплового расширения, опорно-подвесная система, дренажи, арматура и редуцирующие устройства трубопроводов пара и горячей воды должны удовлетворять требованиям разделов 2.4-2.8 ПБ 10-573-03, раздела 4 ПНАЭ Г-7-008-89. 14.4. Монтаж оборудования и трубопроводов должны удовлетворять требованиям раздела 4.2 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.1 ПБ 10-573-03, раздела 7 НП-016-05, пункта 4.1 ПБ 03-576-03. 14.5. Сварка оборудования и трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями п. 4.1.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.2 ПБ 10-573-03, ПНАЭ Г-7-009-89, пункта 4.3 ПБ 03-576-03. 14.6. Контроль сварных соединений и наплавок должен осуществляться в соответствии с требованиями ПНАЭ Г-7-010-89, пункта 4.5 ПБ 03-576-03. 14.7. Термообработка элементов трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 4.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.3 ПБ 10-573-03, пункта 4.4 ПБ 03-576-03. 15. При осуществлении надзора за сооружением локализующих систем безопасности (ЛСБ) должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП 001-97), Правил устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП 010-98), в т.ч.: 15.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций должна удовлетворять требованиям пункта 7.1.1 НП-010-98. 15.2. Контроль качества при сооружении ЛСБ должен осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 7.1.2-7.1.5 НП 010-98. 15.3. Монтаж и ремонт герметизирующей стальной облицовки и полосовых закладных деталей должен осуществляться в соответствии с разделом 7.2 НП 010-98. 15.4. Сварка и контроль элементов ЛСБ должны осуществляться в соответствии с разделом 7.3 НП 010-98. 16. При осуществлении надзора за монтажом грузоподъемных кранов должна осуществляться проверка соблюдения Требований к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП 043-03). IV. Учет и анализ результатов надзора17. Учет и анализ результатов надзора осуществляются отделами МТУ ЯРБ. 18. Учету и анализу подлежат следующие документы: - акты по результатам проведенных инспекций; - информация организаций об обеспечении качества при сооружении ОИАЭ; - информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Службы; 19. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий Службы. 20. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения: - причин и обстоятельств, приведших к нарушениям; - видов работ, при выполнении которых произошли нарушения; - достаточности и эффективности принятых поднадзорными организациями мер по исключению подобных нарушений; - достаточности и эффективности применяемых санкций. 21. Результаты анализа необходимо использовать: - при составлении рабочих программ проведения инспекций; - при составлении планов проведения инспекций; - при организации и проведении целевых и оперативных инспекций деятельности организаций.
|
|