|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
СДА-14-2008 ТРЕБОВАНИЯ К НЕЗАВИСИМЫМ ОРГАНАМ ПО АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ) ЭКСПЕРТОВ Приняты 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий документ устанавливает общие требования к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов (далее - НОА), которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЕС ОС Ростехнадзора). 1.1. НОА проводят аттестацию (сертификацию) (далее - аттестация): экспертов по экспертизе промышленной безопасности, экспертизе безопасности гидротехнических сооружений по двум квалификационным уровням: эксперт и эксперт высшей квалификации; экспертов в области экспертизы безопасности в строительстве, по инспекционному контролю, сертификации продукции и систем управления по одному квалификационному уровню - эксперт. Требования к аттестации экспертов содержатся в Правилах аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2008), Требованиях к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю (СДА-23-2008) и Требованиях к экспертам по аттестации (сертификации) и порядке их сертификации (СДА-25-2008). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИДокумент разработан с учетом требований: Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и других законодательных и иных нормативных правовых актов; Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007) и других нормативных документов Ростехнадзора; международных стандартов ISO серий 17000, в том числе: ISO/ IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала», Руководства IAF/IEC по применению стандарта ISO/IEC 17024:2003 (ЕА-8/01); Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2008) и других документов ЕС ОС Ростехнадзора. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе используются термины и определения, приведенные в ISO/IEC 17024:2003, СДА-06-2008 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», СДА-12-2008 - «Правила аттестации (сертификации) экспертов». 4. ТРЕБОВАНИЯ К НЕЗАВИСИМЫМ ОРГАНАМ ПО АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ) ЭКСПЕРТОВ4.1. Политика и процедуры НОА4.1.5. НОА должен ограничить свою деятельность по аттестации экспертов областью своей аккредитации. 4.1.6. Все действия, не соответствующие установленным требованиям, должны быть обоснованы и документированы. 4.2. Организационная структура4.2.5. НОА должен иметь в своем составе: методический комитет; экзаменационную комиссию; аттестационную комиссию. 4.2.6. Руководство НОА формирует методический комитет и назначает его руководителя. Методический комитет отвечает за: разработку и актуализацию (не реже одного раза в год) методических документов НОА; обеспечение объективности, беспристрастности и конфиденциальности процесса аттестации; контроль над потенциальными конфликтами интересов; контроль целостности процесса аттестации; контроль работы аттестованного персонала (получение и анализ ежегодных отчетов об их деятельности); анализ влияния на процесс аттестации организаций, имеющих отношение к НОА. Руководством НОА формируются экзаменационная комиссия и аттестационная комиссия (разд. 5 настоящих Требований). 4.2.7. Приказами по НОА должны быть назначены ответственные за: формирование и реализацию политики и процедур; проведение квалификационных экзаменов, аттестацию, контроль аттестованных экспертов; финансы НОА. 4.2.8. НОА должен быть беспристрастным и независимым: НОА, имеющий статус юридического лица, должен быть независим от организаций, экспертов которых аттестует; для НОА, являющихся структурными подразделениями юридических лиц, должна быть четко разграничена ответственность сотрудников, осуществляющих аттестацию, и сотрудников, выполняющих другие функции; специалисты, выполняющие работы по аттестации экспертов, должны быть выведены из зоны коммерческого, финансового и иного воздействия, которое может повлиять на результаты аттестации; специалисты, проводящие подготовку кандидатов на аттестацию, не могут участвовать в приеме экзаменов; члены аттестационной комиссии не должны участвовать в приеме экзаменов или предварительной подготовке кандидата; аттестация своего сотрудника допускается, если в стране не существует соответствующего аккредитованного органа или же ни один из них не способен осуществить аттестацию. В этом случае НОА должен сообщить в Орган по аккредитации о действиях, предпринятых для соблюдения беспристрастности и независимости (привлечение независимых экзаменаторов, независимый мониторинг аттестации и т.п.); экзаменатор обязан сообщать любую информацию, которая может выявить конфликт интересов, ведущий к нарушению беспристрастности оценки кандидатов; процедура рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб (апелляций) должна гарантировать независимое и беспристрастное их разрешение: предоставление апеллирующей стороне возможности формально представить жалобу (апелляцию); привлечение незаинтересованных сторон к рассмотрению жалобы (апелляции); предоставление апеллирующей стороне письменного решения по жалобе (апелляции) с объяснением принятых решений; своевременное извещение заинтересованных сторон о существовании жалобы (апелляции), а также о решениях и предпринятых действиях; соблюдение сроков рассмотрения жалоб и апелляций. 4.3. Система менеджмента качества4.3.2. Руководство НОА должно сформулировать и документально оформить общие намерения и направления деятельности (политику) в области качества, обеспечить их понимание, осуществление и поддержку на всех уровнях организации. 4.3.3. Описание СМК приводится в Руководстве по качеству с приложением комплекта внутренних процедур и утверждается руководителем НОА. 4.3.4. Руководство НОА должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, ответственное за обеспечение качества. 4.3.5. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде приложений: область применения СМК; политику в области качества; положение об ответственном за обеспечение качества в НОА; перечень подразделений НОА (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству; организационную структуру НОА: юридический статус, контактную информацию (наименование организации, адрес, телефон и т.п.); описание области деятельности и компетенции НОА (со ссылками на устав (ы) НОА или организации, частью которой он является, и имеющиеся свидетельства по аккредитации); описание структуры НОА и организации, частью которой он является; информацию о взаимоотношениях НОА с головной или дочерними организациями (если имеются); организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала; сведения об используемых при подготовке и аттестации технических средствах, порядок обращения с техническими средствами (при использовании НОА компьютеров и программных средств для аттестации должно быть гарантировано, что программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению; компьютеры и другое оборудование содержатся в сохранности; разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных); сведения о помещениях (в том числе помещениях, используемых для подготовки и аттестации); сведения о персонале НОА: Ф.И.О., данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала НОА, как штатного, так и привлекаемого (приложение 1); должностные инструкции персонала, занимающегося подготовкой и аттестацией, определяющие его служебные обязанности и ответственность; квалификационные требования к специалистам НОА; описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в подготовке и аттестации; перечень имеющейся информационной и нормативной технической и методической документации и процедуру управления документацией, предусматривающую: проверку документов на достаточность; описание системы информационного обеспечения; анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов; порядок составления, учета и хранения документов НОА; порядок учета, ведения и хранения документов СМК; обеспечение идентификации изменений и статуса документов; обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; обеспечение сохранения документов; обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей; перечень подрядных организаций; порядок проведения подготовки и аттестации в области аккредитации НОА: документированные процедуры, применяемые при аттестации, и их взаимодействие между собой; порядок формирования экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии; описание обеспечения беспристрастности и независимости подготовки и аттестации; процедура соблюдения конфиденциальности; порядок контроля качества работ, выполняемых при аттестации, и оформления ее результатов; процедура периодического контроля деятельности аттестованного персонала на основе представляемых им отчетов о деятельности в области аттестации; процедура рассмотрения апелляций (претензий, жалоб, спорных вопросов); порядок проведения внутренних аудитов деятельности НОА, порядок разработки корректирующих действий и организации их проведения; процедуру пересмотра СМК и анализа со стороны руководства; процедуру приостановления (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации. Программа внутреннего аудита должна охватывать все элементы СМК, включая деятельность по проведению аттестации. Внутренний аудит проводится по графику подготовленным и квалифицированным персоналом (персонал должен иметь удостоверение о прохождении курсов по проведению внутреннего аудита или сертификации СМК). Последующий аудит должен удостоверять и фиксировать эффективность корректирующих и предупреждающих действий, выполненных по результатам предыдущих аудитов. 4.3.8. Корректирующие действия. НОА должен установить процедуры, назначить соответствующих должностных лиц для проведения корректирующих действий, документировать все корректирующие действия и убедиться в их эффективности. 4.3.9. Предупреждающие действия. НОА должен определить потенциальные источники несоответствий, установить процедуры и назначить соответствующих должностных лиц для проведения предупреждающих действий. Все предупреждающие действия должны быть документированы. 4.4. Работа с подрядными организациями4.4.1. Работа с подрядными организациями выполняется в соответствии с п. 4.5 ISO/IEC 17024:2003. 4.5. ДокументацияНОА должен иметь документы и систему учетных записей, соответствующих деятельности в заявленной области аккредитации. 4.5.1. Правовые документы: учредительные документы (устав, документ о регистрации и т.п.) - для НОА, имеющих статус юридического лица; приказ об организации НОА - для НОА, который является подразделением организации; документы, подтверждающие право проводить аттестацию экспертов. 4.5.2. Регламент и процедура аттестации экспертов. Регламент включает следующие основные этапы (порядок) работ по аттестации: регистрацию заявок и оформление договоров на аттестацию; рассмотрение документов; назначение экзаменационной комиссии; проведение проверки, оценки и оформление результатов экзаменов; принятие решений об аттестации эксперта и порядок выдачи квалификационного удостоверения; приостановка, прекращение действия квалификационного удостоверения, проведение повторной аттестации при изменениях, вызывающих существенные отклонения от критериев аттестации. 4.5.3. Система учетных записей. НОА обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при аттестации и периодическом контроле, включая: заявки на проведение аттестации; протоколы экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии; копии документов о базовом и специальном образовании аттестованных экспертов, справку о стаже практической деятельности по заявленному виду аттестации, медицинскую справку (при необходимости); копии выданных квалификационных удостоверений; документацию, связанную с расширением, продлением, ограничением области аттестации, приостановкой или прекращением действия квалификационных удостоверений; жалобы и апелляции, а также записи о предпринятых для их разрешения действиях. Записи должны иметь идентификационное обозначение, вестись таким образом, чтобы обеспечить восстановление данных и конфиденциальность информации. Документы по аттестации и регистрационные записи должны храниться на протяжении срока действия квалификационного удостоверения. 4.5.5. Сборники экзаменационных вопросов. Сборники экзаменационных вопросов должны быть согласованны с соответствующими техническими комиссиями. 4.5.6. Нормативные технические и методические документы: нормативные документы, действующие в области аккредитации НОА; нормативные технические и методические документы, регламентирующие требования к качеству и технологии проводимых работ на объектах, входящих в область аккредитации НОА. Перечень нормативных технических и методических документов НОА должен представляться по форме, указанной в приложении 2. 4.5.7. НОА должен иметь порядок учета документов, относящихся к аттестации экспертов в соответствии с областью аккредитации, правила хранения документов и список лиц, имеющих доступ к ним. Все инструкции, стандарты, правила, методики и другие документы, используемые в работе НОА, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься. Персонал и другие пользователи системы аттестации должны быть извещены о внесенных изменениях. 4.6. Конфиденциальность4.6.2. Все лица, имеющие доступ к этим сведениям, должны подписать обязательство о соблюдении конфиденциальности (в приложении СДА-01-2008). 4.6.3. Если законодательство требует предоставления подобной информации, организация или лицо, которых это касается, должны быть уведомлены заранее о том, какая информация будет предоставлена. 4.7. БезопасностьВсе экзамены и связанные с ними процедуры должны проводиться в условиях, обеспечивающих безопасность и конфиденциальность всего происходящего. Меры безопасности должны включать: надежное хранение экзаменационных материалов; защиту электронной информации. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ5.1. Общие требованияПерсонал НОА должен быть способен: рассматривать заявки; выбирать и назначать экзаменаторов; готовить и проводить экзамены, контролировать их ход и оценивать результаты; уметь вести процедуры, связанные с возникновением несоответствий, жалоб и апелляций; принимать решения по аттестации; обеспечивать функционирование системы административного управления. НОА должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, участвующего в аттестации. НОА должен установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие: период официального введения в должность; период работы под наблюдением опытных сотрудников; постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности. 5.1.4. НОА должен вести квалификационные карточки экспертов и обновлять в них сведения о квалификации каждого сотрудника (приложение 3). Квалификационные удостоверения экспертов НОА на момент первичной или повторной оценки должны быть действительны не менее полугода. 5.2. Требования к экзаменаторам5.2.1. Члены экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии должны: быть знакомы с критериями аттестации; знать методы проведения экзамена; иметь соответствующую компетентность в той области, в которой они будут проводить экзамен; владеть языком (устным и письменным), на котором проводится экзамен; не иметь личной заинтересованности при проведении квалификационного экзамена или принятии решений об аттестации тех или иных лиц во избежание предвзятости и дискриминации. представитель технической комиссии или территориального управления Ростехнадзора (по согласованию с технической комиссией), имеющий специализацию в области аттестации экспертов; не менее двух экспертов высшей квалификации, имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации. 5.2.3. Для проведения квалификационного экзамена для экспертов в области безопасности в строительстве, инспекционного контроля, аттестации продукции и систем управления в состав экзаменационной комиссии входят: представитель технической комиссии или территориального управления Ростехнадзора (по согласованию с технической комиссией), имеющий специализацию в области аттестации экспертов; не менее двух экспертов, имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации. 5.2.4. Аттестационная комиссия формируется органом по аттестации, в ее состав входят: руководитель НОА или руководитель подразделения, которое осуществляет деятельность по аттестации; представитель технической комиссии или территориального управления Ростехнадзора (по согласованию с технической комиссией); эксперт высшей квалификации (при аттестации экспертов по промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений) или не менее двух экспертов высшей квалификации (при аттестации экспертов высшей квалификации по промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений), имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации и для которых работа в данной организации является основной1; не менее двух экспертов со стажем работы не менее пяти лет (при аттестации экспертов в области экспертизы безопасности в строительстве, инспекционного контроля, сертификации продукции и систем управления)1. В состав комиссии по аттестации должно входить не менее трех человек. 5.2.5. НОА необходимо оценивать и контролировать поведение и качество работы экзаменаторов. В оценку и контроль следует включать наблюдение за работой экзаменатора на протяжении всего процесса проведения экзаменов (проводить наблюдение с присутствием). При возникновении конфликтных ситуаций между экзаменатором (ами) и кандидатом в эксперты на экзамене НОА должен обеспечить сохранение беспристрастности и конфиденциальности. Это должно быть документировано. 1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации. 6. ПРОЦЕСС АТТЕСТАЦИИНОА должен проводить аттестацию согласно области аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, документами ЕС ОС Ростехнадзора, другими документами, устанавливающими требования к проведению аттестации экспертов. Процесс аттестации экспертов представлен в СДА-12-2008 «Правила аттестации (сертификации) экспертов». 6.1. Заявка6.1.1. НОА должен обеспечить доступность для заявителя: описания процесса аттестации: требования к подаче заявки; права заявителя; тип экзамена и оценки; условия предоставления продления, обновления квалификационного удостоверения, расширения и сокращения области аттестации; условия приостановления или отмены аттестации; стоимости аттестации; требований к предварительной подготовке заявителя (образование, практический опыт и т.п.), состоянию здоровья; требований к компетенции и обязанностям аттестованного эксперта, включая при необходимости соглашение о правилах поведения аттестованного эксперта. 6.1.2. Заявитель (организация или частное лицо) должен: заполнить и подписать заявку, включающую область запрашиваемой аттестации. Форма заявки приведена в СДА-12-2008; документально подтвердить свою квалификацию; дать письменное согласие выполнять требования, предъявляемые при аттестации, и предоставить недостающую информацию, необходимую для оценки, не позднее установленной даты квалификационного экзамена; дать общую информацию о заявителе: имя, адрес и другую информацию, необходимую доя идентификации личности. 6.1.3. Анализ заявки и представленных документов в НОА на предмет их достаточности и оценки соответствия запрашиваемой области аттестации области аккредитации НОА не должен превышать 20 дней. 6.2. Проведение экзаменов и оценка результатов экзаменов6.2.2. Эксперт, проходящий аттестацию, сдает квалификационный экзамен, включающий следующие части: письменный общий; письменный специальный; письменный практический; устный (собеседование). 6.2.3. Все экзамены, кроме устного, сдаются в письменной форме или путем тестирования на компьютере. 6.3. Решение по аттестации6.3.3. Все поправки, внесенные в процессе аттестации, должны быть документированы. 6.3.4. НОА должен предоставить квалификационные удостоверения всем аттестованным специалистам. НОА должен быть единственным издателем выдаваемых им квалификационных удостоверений. Форма квалификационного удостоверения дана в СДА-12-2008. 6.4. КонтрольВ течение срока действия квалификационного удостоверения необходимо проводить периодический контроль работы аттестованных экспертов. 6.4.2. НОА ведет перечень аттестованных экспертов. 6.4.3. НОА должен предоставлять не реже одного раза в квартал учетные сведения об аттестованных экспертах в электронном виде в Орган по аккредитации, который ведет объединенный реестр экспертов. 6.5. Повторная аттестация6.5.1. После окончания первого срока действия квалификационное удостоверение может быть продлено: экспертам высшей квалификации на пять лет на основании анализа деятельности за время действия квалификационного удостоверения или сдачи специального экзамена; экспертам на три года при условии удовлетворительной профессиональной деятельности и сдачи специального экзамена. 6.6. Использование квалификационных удостоверений, логотипов6.6.1. НОА должен документировать условия использования квалификационного удостоверения, логотипа. 7. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) АККРЕДИТАЦИИ НОА7.1. Аккредитация НОА проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2008) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом. 7.2. НОА должен подать заявку в Орган по аккредитации по форме, представленной в приложении 4. 7.3. Орган по аккредитации проводит оценку НОА на месте. Результаты оценки отражаются в акте (приложение 5). 7.4. При аккредитации НОА получает свидетельство об аккредитации (приложения 6, 7) и заключает договор на информационное обслуживание (приложение 8). 7.5. В случае необходимости расширения области аккредитации НОА проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области. 7.6. В течение срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности НОА. Первый инспекционный контроль проводится в течение первого года работы НОА, последующие - не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего. 7.7. В ходе инспекционного контроля проводится: анализ СМК; анализ деятельности НОА в определенной части области аккредитации. 7.8. Проверяемая область аккредитации указывается в плане инспекционного контроля. За период действия свидетельства об аккредитации должна быть проверена деятельность НОА во всей области аккредитации НОА и проведено, как минимум, одно наблюдение на месте за процедурой проведения экзамена. За время наблюдения на месте должна быть оценена деятельность всех членов экзаменационной комиссии. 7.9. Продление аккредитации НОА осуществляется на основании заявки организации о желании продолжить деятельность по аттестации экспертов в качестве аккредитованной организации. Заявка должна быть подана за шесть месяцев до окончания срока действия свидетельства. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение повторной оценки НОА, совмещенной с инспекционным контролем. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок не более пяти лет. 7.10. При повторной оценке проводится: проверка соблюдения НОА требований ISO/IEC 17024:2003, СДА-01-2008 и настоящего документа; анализ деятельности по аттестации экспертов; эффективность СМК (выполнение мероприятий, связанных с анализом деятельности со стороны руководства НОА, корректирующие и предупреждающие действия). 7.11. По результатам повторной оценки, инспекционного контроля и наблюдения на месте оформляются акты (приложения 5, 9). 7.12. Все несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев. По результатам устранения несоответствий НОА должен представить в Орган по аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 10). 7.13. На основании отчета и сведений о корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии НОА критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации. Приложение
1
|
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Аттестация (область, срок) |
Стаж работы |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Кроме штатных специалистов организации следует указывать специалистов других организаций, привлекаемых для участия в аттестации (об этом делается отметка в графе 7).
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических и методических документов, используемых при проведении
аттестации
№ п/п |
Обозначение документа |
Наименование документа |
Кем и когда утвержден документ, дата введения в действие |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Квалификационная карточка эксперта Независимого органа по аттестации (сертификации)
1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________ 2. Число, месяц, год рождения ___________________________________________________ 3. Место работы, должность _____________________________________________________ рабочий телефон ____________________________________________________________ 4. Образование, квалификация, специальность по образованию _________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Ученая степень, ученое звание _________________________________________________ 6. Стаж работы в области специализации __________________________________________ 7. Домашний адрес, телефон _____________________________________________________ 8. Участие в работах по проведению аттестации:
9. Сведения о прохождении специальной подготовки и аттестации:
10. Участие в конгрессах, конференциях и семинарах:
11. Печатные труды:
Дата последнего изменения карточки: ________________________________________
|
Заявка на аккредитацию в качестве НОЛ
*Указывается в случае, если функции НОА осуществляет обособленное подразделение юридического лица.
Основные виды деятельности организации ________________________________________ _____________________________________________________________________________ Просим провести аккредитацию в качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов (НОА)
* Выбрать требуемый вариант. Мы заявляем, что нам известны требования ISO/IEC 17024: 2003, СДА-01-2008, СДА-12-2008, СДА-14-2008, СДА-23-2008, СДА-25-2008. Мы обязуемся добровольно: соблюдать процедуру аккредитации; отвечать требованиям, предъявляемым к аккредитованным органам по аттестации (сертификации) экспертов; оплатить все расходы, связанные с аккредитацией, независимо от ее результата, в том числе связанные с приемом группы экспертов по аккредитации и технических специалистов для проверки и оценки заявителя на месте; принять на себя затраты по информационному обслуживанию и последующему инспекционному контролю. Приложения к заявке: заявляемая область аккредитации; анкета о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов (приложение); копия устава и (или) других учредительных документов заявителя; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копия информационного письма Федеральной службы государственной статистики (Росстат); копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; Руководство по качеству организации и другие документы системы менеджмента качества; структурная схема организации (с указанием всех видов деятельности) и подразделения, если функции НОА осуществляет обособленное подразделение; сведения о персонале (перечень штатных и привлекаемых сотрудников, квалификационные карточки, копии квалификационных удостоверений); перечень технических средств, применяемых при осуществлении деятельности по оценке соответствия; перечень документации, устанавливающей требования в области аккредитации заявителя; описание услуг по оценке соответствия, которыми занимается организация; составы экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии; программы предварительной подготовки и экзаменационные билеты в соответствии с заявленными областями аккредитации, согласованные с соответствующими техническими комиссиями; другие документы, содержащие информацию о заявителе, необходимую для подтверждения ее соответствия критериям аккредитации, в том числе рекламная информация о деятельности организации. Руководитель организации-заявителя ____________________________ (Ф.И.О., подпись) М.П.
|
Приложение к заявке на аккредитацию
АНКЕТА
о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве
Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов
№ п/п |
Вопросы к НОА |
Пункты разделов ISO/IEC 17024:2003, СДА-14-2008, устанавливающие требования |
Наименование документов НОА, пункты разделов, устанавливающие и подтверждающие выполнение требований |
Комментарии по выполнению требований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
НОА имеет документированную организационную структуру, в которой определены функциональные обязанности, права и ответственность подразделений и сотрудников? |
|
|
|
2. |
Процедуры выдачи, обновления, расширения и сокращения областей аттестации, а также приостановки или отмены аттестации документально оформлены? |
|
|
|
п. 4.2.1 б |
||||
3. |
Процедуры аттестации доступны всем потенциальным заказчикам? |
|
|
|
4. |
Аттестация доступна всем кандидатам? |
|
|
|
5. |
Имеются процедуры, не допускающие влияния посторонних лиц или организаций на результаты аттестации? |
п. 4.2.8 |
|
|
6. |
НОА ограничивает свою деятельность областью аттестации? |
|
|
|
7. |
Является ли НОА или организация, в состав которой она входит, самостоятельной правовой единицей с юридической ответственностью? |
п. 4.2.1 г |
|
|
8. |
Располагает НОА собственными или арендованными помещениями? |
|
|
|
9. |
Располагает НОА техническими средствами для проведения экзаменов и аттестации? |
|
|
|
10. |
Располагает НОА нормативной базой для проведения экзаменов и аттестации? |
|
|
|
11. |
Располагает НОА финансовыми ресурсами, необходимыми для его функционирования? |
п. 4.2.4 а |
|
|
12. |
Структурная схема НОА |
|
|
|
13. |
НОА создал методический комитет? |
|
|
|
14. |
НОА определил функции методического комитета? |
|
|
|
15. |
НОА определил лиц, несущих ответственность за: проведение оценки, аттестации и инспекционного контроля; формирование политики и процедур по аттестации; решения в области аттестации; надзор за осуществлением политики и процедур; надзор за финансами НОА |
п. 4.2.1 в |
|
|
16. |
Политика и процедуры НОА обеспечивают его беспристрастность и независимость? |
пп . 4.2.2 , |
|
|
17. |
НОА имеет действующую документированную СМК? |
|
|
|
18. |
СМК разработана и поддерживается в соответствии с ISO/IEC 17024:2003? |
п. 4.4.2 а |
|
|
19. |
СМК отработана и введена на всех уровнях НОА? |
п. 4.4.2 б |
|
|
20. |
НОА имеет систему управления документацией, внутреннего аудита и анализа со стороны руководства, включая положения по совершенствованию, корректированию и предупредительным действиям? |
|
|
|
21. |
НОА имеет разработанные процедуры работы с подрядными организациями? |
|
|
|
22. |
НОА установил систему ведения зарегистрированных данных? |
|
|
|
23. |
НОА идентифицирует, контролирует и распространяет документы, гарантирующие целостность процесса и конфиденциальность информации? |
|
|
|
24. |
НОА обеспечивает конфиденциальность всей информации, полученной в процессе аттестации? |
|
|
|
25. |
Обязательства о конфиденциальности распространяются на всех лиц, сотрудничающих с НОА, и весь персонал НОА? |
|
|
|
26. |
Обеспечивается сохранность экзаменационных материалов НОА? |
п. 4.8 |
|
|
27. |
НОА определил требования к компетентности штатных и привлеченных сотрудников, занятых в процессе аттестации? |
СДА-12-2008 |
|
|
28. |
Располагает НОА руководящим и техническим персоналом, имеющим полномочия и ресурсы, необходимые для выполнения своих обязанностей и выявления случаев отступления от СМК и от процедур проведения аттестации, для выявления, предупреждения и сокращения таких отступлений? |
|
|
|
29. |
Принимает НОА меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего коммерческого, финансового и другого давления и влияния, которое может оказывать отрицательное воздействие на качество их работы? |
|
|
|
30. |
Обеспечивает НОА контроль сотрудников, проводящих испытания, включая стажеров, со стороны лиц, уполномоченных выполнять такой контроль? |
|
|
|
31. |
НОА имеет должностные инструкции и процедуру их пересмотра? |
|
|
|
32. |
НОА имеет информацию относительно квалификации штатных и привлекаемых сотрудников? |
п. 5.1.4 |
|
|
33. |
Члены экзаменационной комиссии и комиссии по аттестации: знают методы проведения экзамена; знают критерии аттестации; имеют соответствующую компетентность; не имеют личной заинтересованности и обеспечивают непредвзятое и недискриминационное отношение к кандидатам |
|
|
|
34. |
НОА установил процедуры, разрешающие конфликт интересов экзаменатора и кандидата? |
|
|
|
35 |
НОА обеспечил доступность процедур аттестации, стоимости аттестации, требований к кандидатам, требований к экспертам и обязанностям эксперта? |
|
|
|
36. |
НОА установил требования к заявке? |
|
|
|
37. |
НОА разработал процедуру рассмотрения заявки? |
п. 6.2.1 |
|
|
38. |
Оценка компетентности кандидата документирована НОА? |
п. 6.2.2 |
|
|
39. |
Экзамены спланированы и построены НОА таким образом, что гарантируют соблюдение Правил аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2008)? |
п. 6.2.3 |
|
|
40. |
НОА установил процедуру документирования проведения и результатов экзаменов? |
п. 6.2.4 СДА-12-2008 |
|
|
41. |
Кто принимает решение по аттестации? |
п. 6.3.1 СДА-12-2008 |
|
|
42. |
Какие ограничения приняты НОА к персоналу, принимающему экзамены и проводящему аттестацию? |
п. 6.3.1 СДА-12-2008 |
|
|
43. |
НОА предоставляет аттестацию всем кандидатам в эксперты? |
|
|
|
44. |
Квалификационное удостоверение содержит информацию, указанную в п. 6.3.3 ISO/IEC 17024:2003 |
|
|
|
45. |
НОА установил процедуру проведения периодического контроля за аттестованными экспертами? |
|
|
|
п. 6.4 СДА-12-2008 |
||||
46 |
НОА установил требования к повторной аттестации экспертов? |
|
|
|
п. 6.5 СДА-12-2008 |
||||
47 |
НОА установил процедуру повторной аттестации экспертов? |
|
|
|
п. 6.5 СДА-12-2008 |
||||
48. |
НОА установил процедуру использования логотипа? |
|
|
|
49 |
НОА требует от аттестованного специалиста подписания соглашения о: применении квалификационного удостоверения только в области, полученной при аттестации; неиспользовании квалификационного удостоверения при прекращении его действия или приостановке |
|
|
|
п. 6.6 СДА-12-2008 |
||||
50. |
НОА установил процедуры отмены действия и приостановки квалификационного удостоверения? |
п.
6.6.3 |
|
|
_____________________________________ (город) |
___________________________________ (дата) |
АКТ1
_______________________________________________________________________________ (наименование организации, юридический адрес) _______________________________________________________________________________ (наименование подразделения, фактический адрес, по которому проводилась проверка) в качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов (НОА) Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Комиссия НТЦ «Промышленная безопасность» - Органа по аккредитации в составе: ____ _______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации) _______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и должность члена комиссии) _______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и должность члена комиссии) провела оценку заявителя на соответствие требованиям ISO/IEC 17024:2003, СДА-01-2008, СДА-12-2008, СДА-14-2008, СДА-23-2008, СДА-25-2008 в заявленной области аккредитации: __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ (область аккредитации) 1 Возможны варианты: акт оценки на месте, акт инспекционного контроля или акт повторной оценки. При проверке установлено:
* Проверяется только в случае повторной оценки или инспекционного контроля.
Дополнительная информация, использованная комиссией: отзывы организаций-заказчиков; отзывы федеральных органов исполнительной власти. Заключение комиссии: Вариант 1 (при установлении невозможности аккредитовать заявителя). 1. Организация-заявитель не может быть аккредитована в заявляемой области аккредитации1. 2. Комиссия рекомендует направить документы заявителя в Орган по аккредитации для принятия решения о прекращении процедуры аккредитации2. 1 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Аккредитация НОА не может быть подтверждена/продлена. 2 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Комиссия рекомендует направить документы НОА в Орган по аккредитации для принятия решения о приостановке или отмене аккредитации. Вариант 2 (при установлении возможности аккредитовать заявителя после устранения несоответствий). 1. Организация-заявитель может быть аккредитована после устранения выявленных несоответствий1: ______________________________________________________________________________ (формулировка несоответствий, срок реализации корректирующих действий) 2. В случае устранения несоответствий, указанных в акте оценки, рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в следующей области аккредитации2: ______________________________________________________________________________ (область аккредитации) Вариант 3 (при установлении возможности аккредитовать заявителя и при отсутствии несоответствий). Рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в следующей области аккредитации3: ______________________________________________________________________________ (область аккредитации) 1 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Аккредитация НОА может быть подтверждена/продлена после устранения несоответствий. 2 В случае инспекционного контроля настоящий пункт отсутствует. В случае повторной оценки: В случае устранения несоответствий, указанных в акте, рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о продлении аккредитации в следующей области аккредитации. 3 В случае инспекционного контроля/повторной оценки: Рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о подтверждении/продлении аккредитации в следующей области аккредитации. Члены комиссии: ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии) ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. и подпись члена комиссии) Представитель проверяемой организации ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность и подпись представителя проверяемой организации) Ознакомлен: Представитель Органа по аккредитации ______________________
|
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Орган по аккредитации - НТЦ «Промышленная безопасность»
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ № НОА-ХХХХ
_________________________________________________________
(наименование организации)
(____________________________________________________________)
(краткое наименование организации)
_____________________________________________________________
(юридический адрес)
(__________________________________________________________________)
(фактический адрес)1
Перечень филиалов и структурных подразделений, на которые распространяется действие настоящего свидетельства об аккредитации2:
|
|
|
|
Организация аккредитована в качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов в соответствии с ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» и СДА-14-2008 «Требования к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов».
1 Если организация имеет филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию, то данная строка не заполняется.
2 Заполняется, если есть филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию.
Области аккредитации согласно приложению
Действительно с _____ ___________ _____________г.
до _____ ________ _____________г.
Без приложения недействительно
(приложение на _____________ листе (ах))
М.П. |
Руководитель __________________/_______________
|
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Орган по аккредитации - HTII «Промышленная безопасность»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
от ___ _______ _______ г.
к свидетельству об аккредитации
№ НОА-ХХХХ
от ___ _______ _______ г.
На _________ листе (ах) |
Лист _______ |
Область аккредитации1
Аттестация ___________________________________________________.
(эксперт или эксперт высшей квалификации)
№п/п |
Наименование области аккредитации |
Нормативные документы |
|
|
|
|
|
|
__________________________________________2
М.П. |
Руководитель __________________/_______________
|
1 Порядковый номер и формулировка согласно перечню областей аккредитации, принятому решением бюро Наблюдательного совета от ___ ____ ___№ ___.
2 Указывается протокол заседания Комиссии по аккредитации № СДА-КА-ХХХ-НОА (ХХХ) от ___ ____ ____ г. или решение Органа по аккредитации о продлении аккредитации № ___ от ___._____.___ г.
Договор № ____Д/И-НОА
город |
«___»________ 200 ____г. |
__________________________________________________________ аккредитованное (ая) в (наименование организации) качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов, свидетельство об аккредитации № ______________________ от ______________________________________ (далее - НОА) в лице _____________________________________________________________, (Ф.И.О. руководителя организации) действующего (ей) на основании Устава, с одной стороны, и __________________________ ____________________________________________, являющееся Органом по аккредитации (наименование Органа по аккредитации) в лице ____________________________________________________, действующего (ей) на (Ф.И.О. руководителя Органа по аккредитации) основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРАОрган по аккредитации оказывает НОА информационные услуги в соответствии с п. 2.1 настоящего договора, при этом НОА, аккредитованный в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору (ЕС ОС Ростехнадзора), для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации принимает на себя обязательства в соответствии с п. 2.2 настоящего договора. Орган по аккредитации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007), СДА-09-2008, СДА-01-2008. 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН2.1. Орган по аккредитации обязуется: 2.1.1. Оказывать аккредитованному НОА информационные услуги. После подписания договора Орган по аккредитации обеспечивает доступ НОА к информационному ресурсу, размещенному на Интернет-сайте www.safety.ru. 2.1.2. Своевременно предоставлять НОА информацию об изменениях в документах, относящихся к его деятельности в области аккредитации. 2.1.3. Проводить анализ полноты и соответствия установленным требованиям учетных данных, представленных НОА. 2.1.4. Осуществлять сбор, анализ и обобщение предложений по совершенствованию деятельности в области аккредитации НОА. 2.1.5. Осуществлять инспекционный контроль выполнения НОА закрепленных за ним функций (по отдельному договору). 2.1.6. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате сотрудничества с НОА. 2.1.7. В течение 10 дней после окончания отчетного квартала составлять акт сдачи-приемки работ и направлять его НОА. 2.2. НОА обязуется: 2.2.1. Заявлять о возможности проведения работ и осуществлять деятельность в области оценки соответствия только в своей области аккредитации. 2.2.2. Обеспечивать объективность проведения работ в области аккредитации в соответствии с требованиями документов ЕС ОС Ростехнадзора. 2.2.3. Исключить использование прав, полученных при аккредитации, по истечении срока или приостановке действия, а также аннулировании свидетельства об аккредитации. 2.2.4. Представлять сведения обо всех связанных с деятельностью НОА структурных и качественных изменениях, изменениях юридического адреса и платежных реквизитов. 2.2.5. В случае необходимости обеспечивать доступ сотрудников и представителей Органа по аккредитации для наблюдения за качеством проведения работ в области аккредитации. 2.2.6. Вести в соответствии с требованиями документов ЕС ОС Ростехнадзора учет: нормативных и методических документов в соответствии с областью аккредитации; всех жалоб и апелляций по результатам деятельности НОА. 2.2.7. В течение пяти дней с момента получения подписать акт сдачи-приемки выполненных работ и направить его в Орган по аккредитации. В случае непредставления в указанный срок в Орган по аккредитации подписанного акта сдачи-приемки выполненных работ либо мотивированного отказа от приемки работ работы считаются выполненными надлежащим образом и принятыми НОА. 3. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ3.1. НОА оплачивает Органу по аккредитации оказанные по настоящему договору услуги из расчета 10 % (НДС в том числе) от объема выполненных работ в соответствии с областью аккредитации (для НОА может быть установлена конкретная сумма, оплачиваемая за одного эксперта, прошедшего оценку соответствия). 3.2. Оплата по настоящему договору производится в течение пяти дней со дня подписания акта сдачи-приемки работ обеими сторонами. 4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента выдачи свидетельства об аккредитации и заканчивается по окончании срока его действия. 4.2. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке по обоснованным причинам со сроком уведомления другой стороны не менее чем за 15 дней до даты расторжения. Уведомление о расторжении настоящего договора направляется инициирующей стороной другой стороне с указанием причин и даты расторжения. Расторжение договора означает одновременное прекращение действия свидетельства об аккредитации. Свидетельство об аккредитации должно быть возвращено в Орган по аккредитации. 5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ5.1. Все дополнения и изменения к договору оформляются соглашениями сторон. 5.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон. 6. РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ6.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами в ходе исполнения договора, будут разрешаться путем проведения переговоров. 6.2. В случае недостижения согласия в результате переговоров все споры и разногласия будут разрешаться в Арбитражном суде города __________________ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОНОрган по аккредитации: _____________________________________________________________________________ ИНН ________________________________________________________________________ Р/с __________________________________________________________________________ К/с __________________________________________________________________________ БИК _________________________________________________________________________ НОА: _____________________________________________________________________________ ИНН ________________________________________________________________________ Р/с _________________________________________________________________________ К/с _________________________________________________________________________ БИК ________________________________________________________________________
|
Место проверки __________________________________________________________ (город) Дата проверки ____________________________________________________________ Наименование проверяемой организации _____________________________________ Юридический адрес организации ____________________________________________ Фактический адрес организации _____________________________________________ |
Наблюдение провели:
_______________________________ (Ф.И.О.) |
_______________________________ (должность) |
_______________________________ (Ф.И.О.) |
_______________________________ (должность) |
Комиссия провела наблюдение за деятельностью _________________________________,
при проведении экзамена кандидатов в эксперты ____________________________________
При наблюдении установлено:
№ п/п |
Проверяемый критерий |
Пункты требований СДА |
Краткие комментарии, замечания |
1. |
Метод проведения экзамена (аттестации) |
СДА-12-2008,п. 6 |
|
2. |
Влияние посторонних лиц или организаций на результаты экзаменов (аттестации) |
СДА-14-2008, п. 4.1.4 |
|
3. |
Исключение участия специалистов, проводящих подготовку, в экзаменах (аттестации) |
СДА-14-2008, п. 4.2.8 |
|
4. |
Состав экзаменационных (аттестационных) комиссий |
СДА-14-2008, п. 5.2.1 |
|
5. |
Формирование и условия работы экзаменационных (аттестационных) комиссий |
СДА-14-2008, п. 5.2.1 |
|
6. |
Использование технических средств на экзаменах (при аттестации) |
СДА-14-2008, п. 4.3.5 |
|
7. |
Использование экзаменационных образцов, аппаратуры, оборудования для практического экзамена |
СДА-12-2008,п.6.2.3 |
|
8. |
Соответствие содержания вопросов на экзамене (аттестации) направлению деятельности экзаменуемого (аттестуемого) и требованиям нормативных правовых актов и нормативных технических и методических документов |
СДА-12-2008, пп. 6.3, 6.4 |
|
9. |
Ведение записей (для анализа целостности всего процесса аттестации) |
ISO/IEC 17024:2003 СДА-14-2008, п. 4.5 |
|
10. |
Заявление экзаменаторов о конфликте интересов, влекущем к нарушению беспристрастности оценки кандидата |
ISO/IEC 17024:2003 СДА-12-2008, п. 5.2.2 |
|
Оценка личных качеств экзаменаторов:
№ п/п |
Личные качества |
Экзаменаторы |
|||
|
|
|
|
||
1 |
Этичное поведение |
|
|
|
|
2 |
Беспристрастность |
|
|
|
|
3 |
Дипломатичность |
|
|
|
|
4 |
Принципиальность |
|
|
|
|
5 |
Уверенность |
|
|
|
|
Выводы и рекомендации:
Члены комиссии: |
_________________________ (подпись) |
_________________________ (расшифровка подписи) |
_________________________ (подпись |
_________________________ (расшифровка подписи) |
№ п/п |
Выявленные несоответствия |
Корректирующие действия |
Предупреждающие действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложения:
1.
2.
№ п/п |
№ пункта документа, в который внесены изменения |
Дата внесения изменения |
Содержание изменения |
Подпись лица, внесшего изменение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|